Был в нашем селе один единственный магазинчик. Хозяйки небольшого сельмага – мать и дочь «старая дева». Эти упитанные дамы отличались предприимчивым складом мышления и привычкой грести исключительно под себя. Всё это отлично сочеталось с полным отсутствием совести.
Женщины жили вдвоём. Муж, он же отец, давно умер, поговаривают, что в могилу его свёл властный характер стервозной жены, да и дочь недалеко от яблоньки упала. Вот и ретировался мужик в мир иной.
Приветливо улыбаясь за прилавком, они не брезговали обсчитывать своих соседей хотя бы на пару рублей. Об этом знали все. Но не все обращали внимание. Одни не имели обычая сдачу пересчитывать, другим неудобно показаться мелочным, чтобы рубль свой потребовать. А продавцам всё было вполне удобно. Только особо принципиальные или крайне внимательные покупатели следили за каждой копейкой. Но таких они знали в лицо и не дурили.
А ещё в сельмагах, где все свои, обычно можно взять «под запись». Проще говоря – в долг, который хозяйки записывали в тетрадку. Так вот с этими записями они проворачивали целые махинации! Накидывали, приписывали – в итоге долг увеличивался. Но суммы были незначительные, поэтому многие даже не замечали, что их просто обкрадывают. А уж если пришёл в магазин подвыпивший забулдыга, то лишние монетки из него вытянут всеми путями.
Люди обижались, между собой шептались. Но деваться некуда – магазинчик-то один, в другой надо далеко-далеко чапать. Неохота. А продавцам это только на руку.
И вдруг село оживилось новостью – магазин-то закрыли и помещение конфисковали! Оказывается, женщины, почувствовав свою безнаказанность, поверили в свои мошеннические таланты и решили обвести вокруг пальца… банк! Набрали кредитов, указали неверный адрес, намухлевали что-то с фамилией. И уверенно полагали, что могут спокойно наслаждаться халявными денежками. Одно не учли: банк и деревенские соседи не одно и тоже! Да и суммы весьма разнятся.
В итоге лишились своего бизнеса в миг. Конфисковали не только помещение магазина, но и часть товара, а заодно машину. «Бог наказал», «Бумеранг», «Как аукнется так и откликнется», - запричитали в народе.
И действительно, словно всё вернулось. Женщины начали бедствовать. Пытались печь хлеб и продавать, но дело не пошло. К тому же в селе вдруг открылись еще два других магазина. Лишившись авто, горе-продавцы ездили на автобусах, а потом и вовсе стали ходить пешком. Дочь сильно заболела, потому деньги, накопленные путём обмана, ушли на лекарства.
Теперь они обижаются. Обижаются, что никто из соседей не даёт в долг, что никто не заступается в суде, что никто не пожертвует на лечение. Приходится выкарабкиваться самим. Только никак не могут уразуметь то, что для всех очевидно – человек пожинает то, что он сеет. Каждый из нас питается плодами собственных трудов. И виноватых здесь нет.
Вера Грисиз