За несколько дней до намеченного на 24 июня юбилейного Парада Победы ряд отечественных политиков, прежде всего депутаты Государственной думы от КПРФ, обратились к президенту России Владимиру Путину с призывом отказаться от практики так называемой драпировки Мавзолея Владимира Ленина. В связи с этим стоит вспомнить, с какого времени и по какой причине появилась такая "традиция".
Многие сегодня берутся утверждать, что начало свое она берет в 2005 году, с празднования 60-летия Победы. Это, в общем, верно, но не совсем. Точкой отсчета следует считать, скорее 1997 год, начиная с которого на трибуну Мавзолея для принятия парада перестали подниматься руководители нашего государства. То ли лень было, то ли понимали, что не по ним эта высота… Именно с той поры возле Мавзолея и стали возводиться подмостки, с которых являющийся Верховным главнокомандующим Вооруженных сил России президент, члены правительства и почетные гости взирали на проходящие мимо воинские колонны.
«Почетные гости»… Вот в этом словосочетании и кроется, скорее всего, объяснение того, что именно в 2005 году Мавзолей впервые оказался спрятан под громадными полотнищами и разнообразными конструкциями. Все они, конечно, были покрыты приличествующими дате надписями и изображениями, однако гордый гранитный колосс, с которого Сталин напутствовал бойцов Красной армии, уходивших в бой в 1941 году и приветствовал победителей в 1945-м, скрылся от глаз людских.
Еще бы! В тот год на параде присутствовали «высокие представители» различных стран: немецкий канцлер Герхард Шредер, японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми, итальянский лидер Сильвио Берлускони, французский президент Жак Ширак.
Я неслучайно начал перечисление с глав тех государств, которые в годы Великой Отечественной воевали против СССР и были его победоносной армией наголову разгромлены. Возможно, не хотели обидеть их «тонкие чувства»? Хотя, скорее дело было в главе Белого дома, который никак не мог появиться на телеэкранах и первых полосах газет на фоне имени, по сей день глубоко ненавистного Западу, и сооружения, являющегося символом того времени, когда его правители вынуждены были с нашей страной считаться не на словах, а на деле.
В тот момент, когда казалось, что нормальное сосуществование России и Соединенных Штатов, а также России и других стран, входящих в НАТО, вполне возможно, что нашей стране позволят развиваться и даже будут принимать ее на равных в международных делах, такой шаг еще можно было как-то объяснить. Не понять, не оправдать, не поддержать, но хотя бы найти для него внятную и прагматичную причину. Однако неужели геополитические изменения, которые произошли с той поры, не развеяли последние остатки иллюзий, если таковые в Кремле еще имелись? Зачем продолжать нелепую практику, унизительную для великой страны? В надежде, что «все еще образуется»? По инерции?
В 2018 году высокими иностранными гостями Парада Победы были сербский президент Александр Вучич и израильский премьер Биньямин Нетаньяху. В 2020 году ожидают прибытия глав 12 государств, включая Белоруссию, Казахстан, Армению, Сербию и др. Вроде бы даже Дональда Трампа приглашали – так что же теперь, из-за его пещерного антикоммунизма снова прятать под фанерой нашу историю, нашу память? Не много ли чести будет? Особенно после того, как этот деятель и люди из его команды раз за разом принимаются рассказывать, что нацизм победили Соединенные Штаты. Так, может, пора напомнить кто, кого, а главное, под чьим началом и какими знаменами победил?
Кто-то очень едко и метко сказал: «Парад без Мавзолея — это как крестный ход без икон…» В Великой Отечественной войне победил Союз Советских Социалистических Республик, страна, созданная Владимиром Лениным. Орды гитлеровских захватчиков и их союзников разбил советский народ под водительством Коммунистической партии, под красным знаменем и под командованием Иосифа Сталина. Нравится это сегодня кому-то или нет, но так было. А мнение Запада по данному поводу и вовсе не имеет абсолютно никакого значения.
В нынешнем юбилейном году Кремлю как никогда стоило бы окончательно отринуть непонятное большинству россиян двойственное отношение к тому времени, его реалиям и его реликвиям. Если Победа – наш величайший праздник, доблесть и гордость нашего народа, то и празднование ее должно проходить без всякой оглядки на кого-либо "с той стороны" и попыток подправить собственную историю в духе пресловутой "политкорректности".
Мавзолей собираются "спрятать" и в этом году. Можно ли это назвать политической целесообразностью, - большой вопрос, особенно если учесть, что власти сами говорят о необходимости противостоять попыткам переписывания, "драпировки" истории, включая историю Победы.
Автор: Александр Харалужный