Волчья тропа вьётся дальше…
С 2011 года Польша отмечает 1 марта День отверженных солдат (Dzień Źolnierzy Wyklętych) – членов антисоветского бандитского подполья, состоявшего из Армии Крайовой (АК) и союзных ей группировок.
Дата выбрана не случайно. В этот день в 1951 году по приговору суда Польской Народной Республики (ПНР) были расстреляны после показательного процесса семь предводителей движения «Свобода и независимость» (Wolność i Niezawisłość), заменившего собой распущенную в 1945 году АК.
Польская «Свобода и независимость» состояла на финансировании ЦРУ США. Она запятнала себя политическими убийствами и актами террора, она сотрудничала с украинскими бандеровцами, вместе с которыми 27 мая 1946 г. совершила нападение на город Грубешув, расстреляв польских и советских милиционеров и военнослужащих.
В 2020 году День отверженных солдат прошёл в Польше с особым размахом. Президент Анджей Дуда обратился к согражданам с речью, на торжествах в присутствии военнослужащих Боевой батальонной группы НАТО были присвоены генеральские звания офицерам Войска Польского, 2200 новобранцев приняли воинскую присягу, во многих городах состоялся забег «Волчья тропа» на 1963 метра – год гибели в перестрелке последнего активного боевика антисоветского подполья в Польше. Что примечательно: такие же забеги прошли в США, Бельгии, Австралии, Новой Зеландии, Австрии, Германии. Деятельность антисоветского бандподполья 1944-1963 годов названа в националистической историографии «самым долгим восстанием» в истории Польши.
Часть мероприятий в память «отверженных солдат» проводилась в Литве и Белоруссии. Польское антисоветское подполье не признавало границ Ялтинской конференции 1945 года, отстаивая идею Польши «от моря до моря» (от Балтики до Черноморья). Нынешняя Польша, объявляя себя идеологической преемницей этого подполья, считает Литву и Белоруссию территорией польской истории и культуры и делает всё для распространения в этих республиках культа «отверженных солдат».
В Белоруссии пропагандой культа «отверженных» занимается не признаваемый официальным Минском Союз поляков в Белоруссии (СПБ) Анжелики Борыс. «Они сражались на польской земле, оторванной от Польши ялтинской границей» – так изображает СПБ террористическую деятельность АК и родственных ей формирований в советских Белоруссии и Литве.
Среди возвеличиваемых Варшавой «отверженных героев» – военные преступники Ромуальд Райс (Бурый), Зигмунт Шендзеляж (Лупашка), Анатоль Радзивоник (Олех) и другие. На их совести – массовые казни мирного белорусского населения, включая женщин и детей, убийства правоохранителей, хозяйственных работников, служащих и т. п. МИД Белоруссии регулярно выражает протест против ежегодного марша памяти в честь Райса, проходящего в г. Хайнувке Белостокского воеводства, где белорусы составляют большинство населения и где Райс творил свои кровавые злодеяния. Варшава на протесты Минска не реагирует, Минск дальше выражения ведомством Макея бумажных протестов не идёт.
В этом году Союз поляков в Белоруссии совместно с представителями Генерального консульства Польши в Гродно во главе с консулом Станиславом Садовым провёл на могилах «отверженных солдат» серию патриотических (в польском духе) акций с привлечением учащихся польской школы им. Стефана Батория.
В структуре СПБ учреждён Комитет охраны мест польской национальной памяти, в обязанности которого входит забота о мемориальных объектах и захоронениях, связанных с историей Польши, и Союза ветеранов Армии Крайовой. Комитет призывает белорусских поляков заботиться о символических могилах, воздвигаемых в память о тех, чьи останки никогда не были найдены. Как правило, это участники польских мятежей XVIII-XIX веков против Российской империи и боевики послевоенного бандподполья. Союз ветеранов Армии Крайовой выполняет функции идеологических наставников для молодых кадров Союза поляков в Белоруссии.
Сейчас польские историки заявляют, что в Белоруссии могут быть семь и более захоронений польских офицеров из так называемого катынского списка. СПБ согласен с такими цифрами.
В Литве культ «отверженных» распространяет Союз поляков Литвы. Литовские власти относятся к этому благожелательно. В забеге «Волчья тропа» участвуют литовские военнослужащие, а также военнослужащие США. Польские СМИ вполне одобрительно пишут о национал-бандитском подполье в послевоенной Литве, присваивая его боевикам почётное для польских идеологов название литовских отверженных солдат. Этим «почётом» удостаивается и сотрудничавший с гитлеровцами Адольфас Раманаускас. В 2015 г. литовский суд приговорил Станислава Дрелингаса, который в 1956 году помог арестовать Раманаускаса, к 5 годам тюрьмы (отсидел 5 месяцев), а Европейский суд по правам человека отклонил жалобу Дрелингаса, признав его осуждение не противоречащим демократическим нормам.
Польские историки продвигают тезис о том, что наследие польского антисоветского подполья может послужить идейным базисом для польско-литовского сотрудничества и консолидации литовского общества вокруг понятий «патриотизма», «жертвенности», готовности противостоять «знакомому врагу» на восточном фланге НАТО.
Варшава стремится превратить культ «отверженных солдат» в неотъемлемый элемент польского национального сознания; пропаганда этого культа в Литве и Белоруссии через (про)польские организации стала одной из форм насаждения польской идеологии.
Культу «отверженных» придан также статус «морального» оправдания польской экспансии за восточную границу Польши – во имя возвращения на карту Европы Речи Посполитой «от моря до моря» через военно-политическое сотрудничество под эгидой НАТО/ЕС с бывшими советскими республиками, входившими некогда в состав польского государства.
Владислав Гулевич, ФСК