В Израиле всё ещё не смирились с размещением российских С-300 в Сирии, которые находятся на службе у сирийской армии. Некоторые израильские эксперты полагают, что Тель-Авив нашёл противоядие против российских систем ПВО. Другие специалисты отмечают, что молчание С-300 – результат негласного консенсуса между Израилем и Россией
Последняя атака ВВС Израиля в Сирии даёт новый повод поразмышлять об эффективности переданных Россией армии Башара Асада систем ПВО С-300. После нападения ЦАХАЛ на город Алеппо 27 марта израильское издание пришло к выводу о том, что С-300 не справляются со своей задачей по защите сирийского воздушного пространства.
«Слепая зона»
Отмечается, что сирийские ПВО, включая развёрнутый радар ЗРК С-300, не смогли обнаружить перемещение израильских истребителей пятого поколения F-35. Debka уточняет, что авиаудары наносились не с западного направления, то есть не со стороны моря, а с восточного – из провинции Дейр-эз-Зор, граничащей с Иорданией и Сирией.
Нефть, зять и доклад Мюллера: Почему Трамп подарил Голанские высоты Израилю?
Оставаться вне зоны видимости С-300 израильским истребителям удалось благодаря расстоянию. F-35 держались в 250 километрах от сирийских ПВО, которые обнаруживают цели в радиусе 150–200 километров. Удары наносились с помощью управляемых бомб GBU-39. Другие источники сообщают, что F-35 не используют такие типы бомб, поэтому есть сомнения в достоверности информации.
Вопросом «бездействия» С-300 задаются не только в Израиле, но и в Европе. Хорватское издание Advance напоминает, что после сбитого по вине ЦАХАЛ российского транспортного самолёта «Ил-20» Россия предупредила Израиль о необходимости воздержаться от нападений на Сирию. И какое-то время Израиль перестал бомбить проиранских ополченцев в арабской стране. «Однако этот период позади, и Израиль снова взялся за старое», – пишет обозреватель Антун Роша.
Теории заговора
Хорватский эксперт не берётся давать смелые заключения о неэффективности С-300 против F-35 и предполагает, что молчание российских ПВО может быть связано с политической целесообразностью. В этом предположении он ссылается на активное обсуждение Владимиром Путиным и Биньямином Нетаньяху вопроса об иранском присутствии в Сирии.
Для Advance остаётся загадкой, почему российские С-300 не используются для отражения израильских нападений. «Теории бытуют разные, в том числе имеются теории заговора, согласно которым сирийская армия всё ещё недостаточно обучена или вообще ещё не получила эти комплексы (С-300 – прим. Царьграда). Это остаётся загадкой, хотя не будет ничего удивительного, если выяснится, что за молчанием С-300 стоят политические, а не технические причины», - отмечает Роша.
В отличие от Advance, канадский аналитический центр Global Research открыто пишет о мотивах России в неиспользовании С-300. По мнению авторов публикации «Почему С-300 в Сирии не используются против израильских самолётов», между Россией и Израилем есть некий негласный консенсус. ЦАХАЛ не уничтожает российские ПВО, а ВКС России не стреляет по израильским истребителям.
Понимание между Россией и Израилем
Российский МИД пытается решить трудную задачу по поддержанию хороших отношений и с Израилем, и с Ираном, подчёркивают исследователи. Цель этой политики – завершить войну в Сирии. По мнению экспертов Global Research, Москва неплохо справляется с этой задачей. Ни одна другая крупная держава не может претендовать на подобный успех, отмечают они. Пока Израиль не наносит удары непосредственно по российским военным базам в Сирии, российские ПВО израильтян не трогают.
«Со своей стороны, Израиль воздержался от поражения российских и дорогостоящих сирийских целей, что свидетельствует о том, что существует нечто похожее на понимание между Россией и Израилем, которое было достигнуто после упомянутой потери «Ил-20». Эта потеря привела к серьёзному, хотя и временному ухудшению российско-израильских отношений. К счастью, израильские лидеры ценят добрую волю России, о чём свидетельствуют девять встреч Нетаньяху с Владимиром Путиным в течение трёх лет, и до сих пор не хотят рисковать даже своими совершенно новыми F-35 против С-300. Сочетание этих политических факторов ограничило нападения Израиля на сирийскую территорию, что также способствует явному бездействию батарей С-300», – заключает Global Research.
Каждая из этих версий имеет право на существование. Израиль опасается портить отношения с Россией в Сирии, и поэтому его самолёты делают всё возможное, чтобы не оказаться в «поле зрения» С-300, которыми, вероятно, всё ещё орудуют российские военные. Со своей стороны, МИД России сохраняет баланс между Тель-Авивом и Тегераном и не спешит бросать под израильские снаряды своих военных ради иранских военных формирований, на которые и охотится Израиль.
Автор:
Гасанов Камран