Объявление Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) 12 марта пандемии коронавируса COVID-2019 стало вполне ожидаемой реакцией мирового сообщества на происходящее. Официально появившись в Китае, болезнь не только распространилась по планете, но и поставила под сомнение современную систему здравоохранения многих развитых стран. Как оказалось, государства, которые ранее было принято считать благополучными в данной сфере, оказались абсолютно не готовы противостоять новому вирусу, как это уже случилось в Италии, где уровень смертности превышает все мыслимые пределы.
Ситуация в Европе, которую 13 марта ВОЗ назвал очагом пандемии коронавируса, на сегодняшний день развивается по одному из самых неблагоприятных сценариев. Не исключением в данном случае стали и страны бывшего советского пространства, в том числе Украина и Белоруссия. При этом действия белорусских властей по сдерживанию заболевания у себя в стране в последнее время все чаще стали обсуждаться в украинских СМИ. Отмечается, что, в отличие от ситуации на Украине, в Белоруссии сегодня нет паники, а врачи работают слаженно не только на стадиях выявления и лечения инфицированных, но и предупреждения болезни. Более того, сообщается, со ссылкой на официальных представителей белорусского Минздрава, что в республике достаточно средств, в том числе и медицинского оборудования, чтобы противостоять коронавирусу. И это действительно в большей части так.
На середину марта в Белоруссии, по официальной статистике, не было зафиксировано ни одного смертельного случая от коронавируса. Всего же, как сообщает Минздрав республики, на 15 марта местные медики сумели зафиксировать 27 пациентов с COVID-2019 (предварительный тест дал положительный результат ещё у пятерых), а ещё порядка 250 человек, так или иначе контактировавших с заболевшими, находятся под постоянным контролем. При этом, несмотря на более серьёзную ситуацию по сравнению с рядом европейских стран, в Белоруссии по-прежнему не видят необходимости вводить какой-либо общенациональный карантин или закрывать свои границы. По словам президента Белоруссии Александра Лукашенко, «при таком глобальном общении это пустое». Правда, он все же «посоветовал поменьше передвигаться» старикам и людям с ослабленным иммунитетом, так как именно их болезнь поражает в первую очередь.
Стремление белорусского лидера успокоить людей, заставить их не поддаваться панике, сегодня разительно выделяет Белоруссию из ряда большинства стран мира, где главы государств уже фактически признались в бессилии перед новым заболеванием и начали изолировать свои государства от внешнего мира, попутно заявляя, что «мир уже никогда не будет прежним». Даже ближайший сосед республики Украина закрыла свою границу с Белоруссией, начав внутри страны различные карантинные мероприятия. Белорусские же власти пока никаких чрезвычайных мер официально не проводят, призывают граждан не поддаваться панике и читать только официальные источники, где им доводят «реальную картину происходящего». При этом, стоит отметить, что нынешняя ситуация в Белоруссии очень схожа с той, которая была во время эпидемии «свиного» гриппа, когда власти сохраняли молчание, утверждая, что люди умирают в стране не от вируса, а от пневмонии.
Исходя из официальной позиции государства, в настоящее время серьёзных проблем в Белоруссии нет как с точки зрения количества заболевших, так и наличия необходимых лекарств, оборудования и средств защиты. Например, ещё зимой, когда только стало известно о развитии коронавируса, из белорусских аптек исчезли медицинские маски, что было связано с массовой скупкой спекулянтами, а также китайцами, отправлявших их себе домой целыми посылками. Но уже в феврале предприятия концерна «Беллегпром» смогли нарастить производство, отгрузив заказчикам 375 тысяч масок, оставив в запасе ещё 555 тысяч. По последней информации Минздрава Белоруссии, ежедневно на торговых складах страны в наличии более полутора миллиона медицинских масок. Учитывая тот факт, что спрос на это медицинское изделие в Китае пошел на спад, ожидать их дефицита в стране не приходится. Тем более что белорусы, как и их лидер, крайне скептично относятся к ношению масок. Поэтому совершенно неудивительно, что, в отличие от Украины, Белоруссия не запретила экспорт ни медицинских масок, ни дезинфицирующих средств, официально демонстрируя всем, что ситуация в стране находится под контролем.
Однако, стоит заметить, что «успокаивающая» официальная позиция белорусских властей всё больше стала подвергаться сомнению.
С одной стороны, в телеграм-каналах и независимых СМИ появляется подтверждённая фотографиями и видео информация о вывозе в специализированных боксах граждан из учебных заведений, магазинов, собственных квартир и домов, а также производственных помещений и даже воинских частей. При этом в общежитиях белорусских вузов по радио стали передавать не только меры предосторожности, но и требование не слушать никого, кроме властей, не сеять панику и не распространять никакой информации о происходящем вокруг.
На предприятиях и в учебных заведениях Белоруссии сегодня не возражают, если человек с недомоганием напишет заявление и возьмет не только больничный, но и отпуск на две недели. Правда, в последние дни Минздрав республики всё же заявил о том, что ограничивает до 6 апреля массовые мероприятия с международным участием, а «разрешение на проведение остальных массовых мероприятий будет выдаваться после оценки наличия условий для их проведения». Как считают некоторые политики, если бы на конец марта не планировались митинги и акции местной оппозиции, посвящённые празднованию дня образования Белорусской народной республики (БНР), этих бы ограничений также не было.
С другой стороны, не добавляет оптимизма и меняющаяся в последние дни риторика белорусского руководства. Если ранее Александр Лукашенко заявлял о том, что закрывать страну на карантин бессмысленно из-за открытости границ, то во время недавнего общения с министром внутренних дел Юрием Караевым белорусский лидер фактические отправил милицию заниматься профилактическими и иными мерами по борьбе с коронавирусом. «Без милиции мы никак. Но не надо никого хватать, не надо никого напрягать. Просто надо советовать людям, особенно старикам, где-то помочь, подсказать. Если кому-то надо, хлебушка и молока в магазине приобрести и отнести. Лучше пускай они побудут дома», – заявил он. При этом Лукашенко отметил, что «мы ничего не скрываем, чтобы не было паники», а людям необходимо советовать оставаться дома, если «почувствовал что-то, хоть малейшее не то что недомогание, а сам себя заподозрил и понял, что где-то там был».
Стоит заметить, что в отличие от Украины, где произошло много негативных событий в ситуации с коронавирусом (непонятно, насколько слаженно работают власти и медики по выявлению инфицированных и сколько их вообще), в Белоруссии стараются не акцентировать внимание населения на происходящем. В стране не отменяют концерты и праздничные мероприятия, не закрывают места общественного пользования и учреждения образования. Более того, в белорусском Минздраве считают, что «данные всего мира подтверждают, что дети и подростки не являются группой риска по коронавирусу», а потому и вводить карантин в детсадах, школах и вузах не имеет смысла.
Вместе с тем, конечно, нельзя сказать, что медики и чиновники сидят сложа руки. Когда Минздрав республики 27 февраля заявил о первом случае коронавируса (нулевым пациентом стал иранский студент, который уже выписан из больницы), предприятиям и организациям было предписано установить у себя в помещениях и туалетах дозаторы с антисептиками. Параллельно в стране развернулась кампания по информированию населения, что создало в Белоруссии реальное ощущение защищённости и контролируемости ситуации. Даже несмотря на появляющуюся сегодня информацию о закрытии из-за коронавируса отдельных классов в школах и переводе на удаленную работу некоторых предприятий.
Белорусы сегодня, как и в прошлые эпидемии, относятся к происходящему достаточно спокойно. В Белоруссии, в отличие от Украины, где на весь мир отличились жители Новых Санжар, нет никакой нетерпимости ни к приезжим из стран со сложной эпидемиологической ситуацией, ни к собственным заболевшим. Единственное, что действительно ощущается в обществе, – это недоверие к официальной статистике. Белорусы привыкли к тому, что публикуемые официальные цифры не отражают картины происходящего. Однако у белорусских южных соседей, судя по всему, этой картины вообще нет как таковой: хорошо известно, что Киев начал суетиться и спешно организовывать всеобщие карантинные мероприятия только после первой жервы коронавируса, что не может не наводить на мысль о том, что украинская реформированная медицина и силовики оказалась совершенно не готовы к эпидемии. Поэтому-то местные специалисты и приводят в пример опыт Белоруссии.
Антон Полянич, «Одна Родина»