Ботинком в челюсть: В Польше начался сезон охоты на русских
В Польше полиция города Торунь разыскивает националистов, напавших в минувшие выходные на граждан России, Белоруссии и Украины. Инцидент, как уже установлено, произошел на национальной почве — местные молодчики атаковали туристов только за то, что они говорили по-русски.
О случившемся в Facebook написал Дамьян Недзвецкий, один из пострадавших поляков, который был вместе с приезжими. А затем эта история оказалась на страницах польской Gazeta Wyborcza.
«На меня с друзьями напали в центре Торуни у входа в Старый город. Причиной нападения <…> было то, что мы говорили на русском языке. Они не стеснялись бить даже девушку», — рассказал Недзвецкий, добавив, что одному из его друзей разбили голову, но, к счастью, без серьезных последствий.
Все происходило с криками «Польша для поляков!». При этом люди на улице равнодушно шли мимо и даже не пытались остановить хулиганов. Что, видимо, только раззадорило нападавших. Потому что, как следует из слов очевидца, после первого нападения они ушли, но вскоре вернулись и снова набросились на ребят с кулаками.
«Я был в нескольких странах — в России, на Украине, в Китае, но ко мне всегда относились с уважением, и я мог рассчитывать на помощь других людей. Я в ужасе от того, что недавно случилось с моими друзьями, и, к сожалению, это не единственный случай в последнее время», — цитирует польское издание слова пострадавшего.
Со ссылкой на представителя муниципальной полиции в Торуни Войцеха Кростовски газета сообщила, что инцидент зафиксировали камеры наружного видеонаблюдения. И полиция на данный момент смогла установить двоих из семи нападавших. Один из них задержан — это несовершеннолетний. Второй — мужчина, чьё местонахождение устанавливается.
Мэр города Михаил Залесский назвал нападение «актом бандитизма и крайней ненависти, которому нет никакого оправдания». И выразил надежду, что полиция быстро установит личности преступников, а суд «показательно их накажет».
Эпизод, произошедший с нашими гражданами на родине великого Коперника, конечно, отвратительный. Но в целом ничего удивительного. Бытовая русофобия, выплескивающаяся наружу подобным образом, - это явно часть той откровенно враждебной политики в отношении России, которую последнее время проводит официальная Варшава.
Глумление над памятниками советским воинам, бесконечные истерики на тему Второй мировой войны и лживые теории польских «экспертов», искажающие и уничижающие роль Красной армии в победе над нацизмом… Все это, само по себе, уже не может способствовать созданию дружественной атмосферы между нашими странами.
Тем более непонятно, почему мы не всегда реагируем на оскорбления наших граждан в Польше, как в случае, о котором идет речь.
Ведь есть примеры, когда наша страна вела себя достаточно жестко в подобных ситуациях. Так, в ответ на случившийся летом русофобский шабаш в Грузии, мы оперативно прекратили с этой страной воздушное сообщение, обрубили туристические контакты.
А в отношении Польши наш МИД почему-то, в лучшем случае, выражает сожаление и озабоченность. Инцидент в Торуни, кстати, там вообще пока никак не комментировали.
— Думаю, что реакция внешнеполитического ведомства все-таки последует — я в этом абсолютно уверен, — поделился своим мнением с «СП» замдиректора Института истории и политики МПГУ, политолог Владимир Шаповалов. — Российская Федерация старается всегда реагировать на ситуации подобного рода. Это — первое.
Второе. Все-таки дипломатическая реакция России в таких случаях в достаточной степени корректна. И в отличие от других стран — например, США, которые бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела других стран, — она ограничивается формально протокольными моментами.
Я с этим как раз не согласен и считаю, что в ряде случаев реакция должна быть более жесткой.
Но, что касается Грузии, то, не думаю, что здесь уместны параллели. Потому что в Грузии было не нападение на отдельного туриста, а был политический демарш против России. По сути, инспирированной массовой акцией, направленной против российского государства, его граждан и его руководства.
Здесь же, насколько я понимаю, речь все-таки идет о выходке конкретной группы лиц. Поэтому между этими ситуациями не нужно ставить знак равенства.
«СП»: — Но мы как-то должны реагировать на подобные агрессивные действия в отношении наших граждан?
— Абсолютно точно, что все это является следствием той истерии, которая охватила Польшу в настоящее время. И тех откровенно враждебных заявлений антироссийского характера высокопоставленных польских руководителей, в том числе, президента, министра иностранных дел… и прочих.
Мне кажется, нападение на российских туристов должно стать предметом разбирательства международных судебных инстанций. Россия должна не столько выражать ноту протеста польскому государству, сколько обращать на это внимание всего мирового сообщества.
Поскольку речь идет не о простой бытовой драке или столкновении футбольных фанатов как это часто бывает — и в той же Польше, кстати. А речь идет о двух четко взаимосвязанных и взаимовытекающих друг из друга моментах. Кампании, ведущейся польской властью против России, которая носит явный характер государственного экстремизма и формирования человеконенавистнических взглядов в отношении конкретного народа — т.е. русских — со стороны польского руководства.
Директор международного фонда «Центр геополитических экспертиз», член Изборского клуба Валерий Коровин, в свою очередь, напомнил, что на последний лживый опус польского посла в Германии, который утверждает, что СССР якобы «извлек наибольшую выгоду из Второй мировой войны», официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отреагировала вполне жестко:
— Она заявила, что Варшава «заигралась» и что «нам на это есть, чем ответить». Но Захарова разделила нынешние польские элиты и население Польши, поскольку, согласно последним соцопросам, порядка 50% поляков высказались за сохранение и развитие нормальных отношений с Россией.
Что же касается реагирования со стороны российской государственности в целом, то мне кажется, нам не хватает все еще стратегического мышления.
«СП»: — Поясните, пожалуйста.
— Дело в том, что наши элиты продолжают мыслить в каких-то барыжно-торгашеских категориях — газопроводы, товарооборот, интересы каких-то олигархических кланов, да как бы не повредить товарно-денежным отношениям…
Это все, конечно, очень мелкий, обывательский уровень, который наши элиты исповедуют в течение последних двадцати с лишним лет. Вот к нам так и относятся — как к мелким торгашам, которые готовы родную маму продать, про русских забыть и делать вид, что их не существует.
А ведь мы имели колоссальные возможности, как на постсоветском пространстве, так и в странах Восточной Европы, входивших прежде в соцлагерь, в виде тех самых пророссийских настроений, которые были доминирующими еще какое-то количество лет назад. Теперь они затухают, потому что с массами в Польше и других восточноевропейских странах работают американские стратеги-идеологи.
Они создают смысловые альтернативы, захватывают умы. Мы же только отступаем. И сдаем…
«СП»: — Сдаем что?
— Сдаем свои собственные сети — пророссийские организации, русские культурные центры. Когда эти пророссийские структуры обнаруживаются — в той же Польше, Болгарии или Венгрии, — то мы лишь пожимаем плечами: «это ваше внутреннее дело», «мы здесь ни при чем», «ничего не знаем», «никого не поддерживаем», «никого не создаём»…
В итоге эти пророссийские сети, которые там существовали последние десятилетия, постепенно «закатывают в асфальт», жестко разделываются с ними, вплоть до того, что физически — если речь идет об Украине.
А когда мы спохватимся, стукнем кулаком по столу и скажем: «Сколько можно терпеть!», у нас просто не будет уже ни организованных групп общественно-политических, ни культурных центров.
Россотрудничество или фонд «Русский мир» совершенно формально, по остаточному принципу относятся к поддержанию пророссийских гуманитарных структур, с помощью которых можно было бы поддерживать и формировать определенные пророссийские настроения, сохранять уровень российского культурного присутствия.
Но этим мы не занимаемся. Мы занимаемся трубопроводами. И поэтому помалкиваем в тряпочку, когда русских там притесняют.
Нынешние российские элиты, они вообще не хотят знать, кто такие русские. Для них есть россияне — это граждане России, а то, что есть русские где-то еще за пределами России, этого никто не понимает. И поэтому не отстаивает ни их интересы, ни их язык, культуру, традиции и обычаи — ничего.
Это пораженческая позиция. Поэтому пока у нас не будет нормальных элит — здоровых, стратегически мыслящих и полноценных, мы так и будем сдавать одну позицию за другой.