Проявления русофобии в Казахстане – закономерное следствие проводимой властями политики
В Казахстане участились инциденты, квалифицируемые как разжигание межнациональной розни и направленные против этнических русских и русскоязычных граждан республики. За последние недели внимание общественности привлечено к нескольким таким случаям. При этом в тени остаются многочисленные предыдущие инциденты подобного характера, а политика официальной Астаны при решении национального вопроса описывается только в позитивном ключе.
Поводом для бурной реакции социальных сетей и СМИ (прежде всего, российских) стало несколько инцидентов на межнациональной почве, произошедших за последние дни в соседнем Казахстане. Так, в Усть-Каменогорске (центр Восточно-Казахстанской области) в ходе конфликта на детской площадке казашка обвинила русскую в том, что не уехавшие русские желают управлять казахами.
«Что, хозяйкой себя считаешь, да? Ты и моя хозяйка, наверное, да? Вы обнаглели, русские! Вы тут казахами хотите управлять, да?», - заявила представительница титульной национальности, отметив, что Казахстан – это её земля.
Участковый детский врач в поликлинике города Аркалык (Кустанайская область) Мольдыр Утебаева отказалась принять русскую с больным четырёхлетним ребёнком и нахамила из-за того, что мать заговорила с ней на русском языке. Вскоре после волны публикаций в СМИ разных стран появилось видео, на котором зафиксирован как сам конфликт, так и примирение двух женщин.
Проблема не в нескольких случаях, а в тенденции, под которой есть серьёзные основания. Так называемый бытовой национализм – первый звоночек шовинизма, который, становясь частью государственной или партийной идеологии, закономерно приводил к этническим чисткам, этноциду и калечил судьбы целых поколений. Из классических примеров, как правило, ссылаются на нацистскую Германию, однако есть и свежие примеры почти на всех континентах. Например, в Европе – это югославский конфликт, начавшийся ещё в СССР армяно-азербайджанский конфликт, начавшиеся сразу же после ликвидации СССР этнические чистки в Грузии (Абхазия) и других постсоветских республиках, да и в самой России (Чечня).
В ранний послесоветский период Казахстан уже пережил волну массового исхода русских в Россию. Возникла эта волна не на пустом месте и миграционный отток из этой азиатской республики не прекратился. Однако если раньше голоса в защиту прав русских звучали громко, в прессе и на международных форумах подробно рассматривались многочисленные случаи дискриминации не-казахов в Казахстане, то теперь такие голоса едва слышны, а факты в центральную прессу почти не просачиваются.
Российское издание «Взгляд» предоставило возможность высказать свои оценки на происходящее политологам из Казахстана и России. Казахстанский политолог, директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев, комментируя серию сообщений об инцидентах между этническими русскими и казахами, заявил: «Возникает ощущение, что внутри Казахстана кто-то целенаправленно пытается поднять тему якобы ущемления прав русскоязычных».
Сатпаев считает, что оба случая - в Усть-Каменогорске и Аркалыке, следует рассматривать в контексте спланированной провокационной кампании. Более того, он поставил под сомнение сам факт, зафиксированный на видео и разлетевшийся по соцсетям: «Как выяснилось, та ситуация, которая была в случае с врачом, – это был фейк. То, что было выдано со стороны так называемой пострадавшей, было искаженной информацией».
Похожим образом подают ситуацию практически все gongo, когда заходит речь о неких неприятных для правительства темах и даже в тех случаях, когда факты зафиксированы документально.
Сатпаев считает, что отношения между казахским большинством и русскими - ставшими меньшинством, составляющими 20,6% населения Казахстана, намного лучше, чем во многих других постсоветских образованиях. Он отметил, что «в отличие от многих стран Центральной Азии, того же Туркменистана, других постсоветских государств, эта проблема не настолько острая, во всяком случае, не на данный момент».
Действительно, массовое движение русских и их сопротивление «казахизации», доходившее в 90-е до столкновений в Усть-Каменогорске, Уральске и других населённых пунктах республики, было подавлено спецслужбами Казахстана при помощи российских коллег. Теперь очаги русского сопротивления практически не видны, и бессменно правящий ещё с советских времён авторитарный лидер Нурсултан Назарбаев прилагает максимум усилий, чтобы создать видимость единой нации.
«Русский язык в Казахстане используется в системе образования, большое количество населения до сих пор смотрит передачи на русском языке и имеет открытый доступ ко многим доступ русскоязычным передачам», – сказал Сатпаев. Он отметил, что, по мнению неких многих людей, живущих в Казахстане, такое положение дел представляет угрозу.
«Существует мнение, что влияние российских СМИ в Казахстане – чрезмерное. Эта тема тоже здесь очень активно обсуждается», – подчеркнул казахстанский политолог.
Аналогичным образом рассуждали умеренные украинские националисты до «майдана» и сейчас рассуждают в таком же ключе националисты в Белоруссии, сформировавшие целый идейный мейнстрим. Например, кочующая по российским телеканалам группа белорусских националистов-пропагандистов отрицает наличие проблем «белорусизации» - проводимой властями политики, весьма схожей с той, которая проводится в Казахстане и других постсоветских республиках Средней Азии и Прибалтики. Дело уже доходит до реальных арестов и приговоров «за Русский мир». В Казахстане они стали вполне обыденной практикой, среди знаковых осужденных за «сепаратизм» - Татьяна Шевцова-Валова, Ермек Тайчибеков, Игорь Сычёв.
Российский политолог Аждар Куртов не разделяет точку зрения властей Казахстана и Досыма Сатпаева. Он констатировал: в Казахстане за последнее время с большей частотой бытовой национализм вырывается на поверхность. Причём не только в случаях с русскими. Например, в феврале 2016 года в селе Бурыл Джамбульской области произошло столкновение между казахами и живущими в селе турками, а за год до этого в Бостандыке (Южно-Казахстанская область) произошел погром местных таджиков.
Численность русского населения в Казахстане уменьшилась в два раза - с 40% на момент развала СССР, за счет выезда. Куртов отметил: «В свое время казахи не были преобладающим этносом в Казахской СССР. И это обстоятельство они активно пытались изменить, я имею в виду – изменить демографическую ситуацию после обретения независимости. Делалось это известными методами, выдавливанием не только этнических русских, а выдавливанием всех «не казахов», в том числе немецкая диаспора очень сильно пострадала и татарская».
«Казахстан и в 90-е годы пытался, и сейчас пытается добиться от России каких-то уступок. Уступок в том числе по линии двустороннего сотрудничества – и в качестве средства давления на Россию они используют угрозы усиления национализма», - констатировал Куртов.
«Не случайно, что эти инциденты сейчас происходят в непосредственном преддверии проведения в РФ очередного съезда соотечественников», – полагает российский политолог.
«Помимо чисто бытовых обстоятельств и глупости людей, которые в этом участвуют, эти инциденты направлены на то, чтобы продемонстрировать России, чтобы она «не заходила очень далеко», – считает Куртов. – В Казахстане есть националистические силы, которые пугали и пять лет назад, и сейчас пугают местное население тем, что, возможно, российское руководство якобы вынашивает в отношении Казахстана те же планы, которые привели к переформатированию Крыма. Все время говорится, что Россия претендует на Северный Казахстан». Таких планов у России, безусловно, нет. «Тем не менее, спекуляция на эту тему постоянно в казахской националистической прессе происходит».
По его мнению, точка зрения, согласно которой можно не считаться с правами национальных меньшинств, «может быть, и не декларируется в открытую на высшем политическом уровне, но весьма распространена в экспертном сообществе и среди различных социальных групп населения».
«То же самое решение по изменению алфавита, переход с кириллицы на латиницу – следствие именно этих обстоятельств, – полагает Куртов. – Что бы там ни говорили в оправдание того, что это приближает их к мировой цивилизации или что латиница лучше отражает звуковой ряд казахского языка, ничего подобного. Ни то и ни другое. Это политическое решение, и смысл его именно в том, чтобы показать свою независимость прежде всего от России».
На Украине сейчас также обсуждается переход на латиницу. Власти Белоруссии уже внедрили латиницу в городскую топонимику, а обративших на это внимание публицистов бросили в тюрьму на 14 месяцев. Сергей Шиптенко, Юрий Павловец и Дмитрий Алимкин получили по пять лет лишения свободы даже не за призывы – только за то, что цитировали белорусских политиков (в том числе Александра Лукашенко и главу МИД Владимира Макея), ссылались на учебники «Истории Беларуси» и упоминали о катастрофе на Украине. В ходе процесса государственные эксперты на полном серьёзе «доказывали», что Православная церковь неправильно называет своих святых и в этом есть «экстремизм».
Любопытно, что «дело пророссийских публицистов» в Белоруссии пришлось на период обострения «газовой войны» с Россией и сближения официального Минска с Западом. Не только белорусские политологи – даже официальные белорусские лица указывали на это обстоятельство. Представители националистических кругов шли дальше, называя русский язык «оккупационным» и предлагая сжигать сограждан с иной идентичностью по примеру одесского Дома профсоюзов. Поэтому рассуждения Куртова о национализме как средстве решения международных проблем вполне приложимы не только к Казахстану, но и к другой части Союзного государства. Ухудшение социально-экономической обстановки способствует поиску «экстремистов» среди инородцев и инакомыслящих сограждан.
В Казахстане численность русских за последние десятилетия неизменно сокращалась за счёт выезда, однако не только за счёт выезда. Как и в других постсоветских республиках, происходила ассимиляция и запись русских в представители титульной нации. Например, в Белоруссии и на Украине, в Прибалтике и среднеазиатских республиках сами русские откровенно заявляют, что проводимая местными властями национальная политика вызывает у них, мягко говоря, тревогу.
Аналогичная политика проводилась на Украине до государственного переворота 2014 года. Поэтому вполне закономерно, что на плечах уставших от коррумпированного режима Виктора Янкуковича во власть въехали национал-радикалы и шовинисты. Коррупция осталась, но круто изменилась национальная политика, в которой русофобия стала краеугольным камнем, а принадлежность к русским и даже к русскоязычным автоматически помещала вполне лояльных к идее строительства национального государства (в смысле для титульной нации) или вовсе безразличных к политике граждан в группы риска.
Так что между Казахстаном, Украиной и Белоруссией намного больше общего, чем многие могут подумать, слушая речи некоторых "независимых" политологов. Высок риск усиления националистического крена после смерти авторитарного лидера (иные варианты его ухода с поста не рассматриваются). Не теряет своей актуальности вопрос о том, будет ли Россия защищать русских и русскоязычных за рубежом, не обладающих паспортами граждан РФ.
Егор Свиридов