США сделали ставку на нынешнего президента Украины, но поставили перед ним ряд условий
Российско-американские отношения находятся в положении жертвы провокации, устроенной Украиной в Керченском проливе. Такое мнение высказал в эфире программы «Большая игра» Первого канала пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Соединенные Штаты, как он считает, вынуждены закрывать глава на действия украинских властей в преддверии президентских выборов, поскольку им просто «некуда деваться».
«Слишком много денег вложено в Украину, слишком много денег вложено в переворот на Украине, слишком много денег вложено в то, чтобы оправдать этот переворот. Это должно как-то окупиться, принести какие дивиденды», — цитирует «Интерфакс» представителя Кремля.
Затраты настолько велики, что Вашингтон, как выразился Песков, вынужден «нянчиться с Порошенко», несмотря на его слабые электоральные рейтинги и те откровенно провокационные методы, с помощью которых он стремится эти рейтинги поднять.
При этом пресс-секретарь президента РФ подчеркнул, что Порошенко не удается инициировать давление на Россию, которое способно вынудить Москву отказаться от своих «красных линий».
«Ответ однозначный — нет. И президент Путин об этом говорил много раз», — сказал Песков, напомнив, что президент «последователен в своей оценке той провокации, которая произошла на входе в Азовское море».
Вместе с тем, комплекс двусторонних российско-американских отношений «он гораздо более хрупок под воздействием этих провокаций».
Песков ничуть не сомневается, что «такая позиция будет продолжаться и дальше». То есть, Вашингтон и впредь будет закрывать глаза на реальное положение вещей в том, что касается действий украинского руководства.
Но Порошенко сейчас фактически загнан в угол. В голове «гаранта» уже зреют мысли о Керченском реванше, которые активнейшим образом подогреваются его силовым окружением и средствами массовой информации.
И тут не праздный вопрос: если этот деятель все-таки ввергнет страну в кровавую вакханалию, то как поведут себя его американские «няньки»?
— В той большой игре, которая развернулась в отношениях между Россией и Соединенными Штатами, Вашингтон будет использовать все карты для того, чтобы поставить Россию в очень тяжелое положение, — комментирует ситуацию руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН, доктор исторических наук Борис Шмелёв. — Наши отношения оказались в тупике, в первую очередь, из-за стремления Вашингтона сохранить ту модель международных отношений, которая сложилась после распада Советского Союза.
Еще в 1991 году тогдашний президент США Джордж Буш-старший подписал директиву, в соответствии с которой важнейшей задачей американской внешней политики является недопущение появления в мире второй сверхдержавы. По крайней мере, державы, которая могла бы бросить вызов Соединенным Штатам.
Руководствуясь этим положением, они и проводили свою политику в отношении России, не давая ей подняться и играть самостоятельную роль в международных отношениях.
Россия устраивала Вашингтон исключительно в качестве младшего партнера США. То есть, она может говорить все, что хочет, но делать должна то, что ей скажут из Вашингтона.
«СП»: — Скорее, уже роль вассала…
— По существу, да. По факту, Россия должна была играть ту роль, которую играют Япония, Германия, Италия — страны, которые были побеждены во Второй мировой войне. США имеют с ними тесные политические и экономические отношения, но сами они не обладают самостоятельностью в международных отношениях и делают, как правило, то, что им скажут американцы.
Такая же роль отводилась России, но…
«СП»: — Россия «не оправдала надежд»?
— Получается, не оправдала. Она взяла курс на то, чтобы играть самостоятельную роль в международных отношениях, ту роль, которая, как считают в Москве, отвечает ее национальным интересам.
Естественно, это привело к столкновению наших интересов во многих регионах мира, что стало причиной нынешней конфронтации.
Украина в этом плане лишь следствие этой конфронтации, которая начала нарастать еще при Обаме, а уже при Трампе приобрела такой законченный вид. В этой борьбе Штаты используют Украину, как мощное средство давление на Россию, как своеобразный таран. Потому будут поддерживать Киев во всех его начинаниях, направленных против нашей страны.
Собственно говоря, в Вашингтоне прекрасно понимают, что действия нынешней политической команды в Киеве не всегда вписываются и в нормы международного права, и даже в логику нормальных отношений, которые должны строиться между государствами. Но там исходят из принципа, что «это, конечно, сукин сын, но наш сукин сын».
И это их вполне устраивает.
Поэтому на ближайшую обозримую перспективу Вашингтон, я думаю, будет поддерживать все действия Киева, которые направлены на обострение отношений с Россией.
Ясно, что Киев не может смириться с уходом Крыма, с фактическим уходом Донбасса. Потом, сама логика строительства украинского национального государства — т.н. украинизация — она неизбежно ведет к столкновению, к конфликту, к конфронтации с Россией и с русскими. Все, что сейчас мы наблюдаем на Украине, в это вписывается.
Об этом еще в двадцатом веке было написано много всяких публицистических статей. И как только Украина получила независимость, эта логика — логика украинского национализма, стала проявляться в действии.
«СП»: — Но они просто ломают людей через колено, растаскивая, как сказал наш президент, русских и украинцев в разные стороны.
— В их представлении, это неизбежно. Потому что Украина, это, по существу, русское государство. В 1991 году образовалось два русских государства — Украина и Россия. Украинская национальная элита решила трансформировать это русское население в украинцев своей культурой, которую они придумывают сами, своими мифами историческими, своей системой образования, пропагандой и т. д.
Тут ломка через колено неизбежна. Русских украинские националисты рассматривают в качестве одного из важнейших препятствий на пути строительства национального украинского государства. Два препятствия — это Россия и русские, которые там живут.
С российским государством в этом смысле сложнее, тем не менее, вот идет борьба… И в этой борьбе Запад, в первую очередь, конечно, США, Украину поддерживают.
«СП»: — То есть, дают Порошенко карт-бланш на любую провокацию?
— Понятно, что Порошенко действует не самостоятельно. Что все его шаги, все его действия, получают поддержку и одобрение из Вашингтона. Все согласовывается. И без отмашки из США, украинский лидер в Керченскую авантюру ввязываться не стал бы.
Но дело ведь не только в Порошенко, хотя мы всё время всё привязываем к личности. Не в личности конкретной дело.
Точно так же как мы не можем связывать все, что происходит внутри США и в ее международной политике, исключительно с личностью Трампа. Хотя личность, конечно, играет немалую роль.
Все гораздо сложнее.
На Украине сложились такие политические силы, которые, как я сказал, видят в России главного врага, и поэтому идут на конфронтацию. Но они прекрасно знают, что в прямом военном столкновении у «незалежной» шансов нет.
Европа и США довели до сведения Порошенко, что в случае войны между Украиной и Россией, они на помощь Киеву не придут. Да, «партнеры» могут прислать оружие, советников, но воевать придется самим.
Порошенко, я надеюсь, прекрасно понимает это. Поэтому, мне кажется, что здесь все-таки Вашингтон выступает в качестве сдерживающего фактора. Большая война Штатам не нужна.
«СП»: — Разве?
— Они уже получили то, что хотели получить от украинского кризиса. Получили дестабилизацию на постсоветском пространстве, получили вражду между Россией и Украиной на десятилетия, получили ситуацию, когда реинтеграция постсоветского пространства во главе с Россией невозможна.
И они получили, конечно, в результате этого конфликта ослабление позиции России в международных отношениях. Это очевидно совершенно. Принятие последней резолюции Генассамблеи ООН — что бы мы ни говорили — это все-таки морально-политический удар по имиджу России.
«СП»: — Но мы же знаем, как проходит голосование в ООН (Никки Хейли все объяснила недавно), как США скажут, так и проголосуют, в большинстве своем…
— Но резолюция принята, тем не менее. Пусть даже она не имеет обязательного характера. Это информационная война. И в информационной войне они использовали свою провокацию против России, что называется, по полной. Выжали из этого события все, что только можно.
Что касается планов Киева снова пройти через Керченский пролив, то тут все должно быть четко. Если они заранее сообщают нам о своем намерении, соблюдают все формальности, мы их пропустим. Какие проблемы? Хотят представителя ОБСЕ — пусть возьмут его к себе на корабль и плывут, куда надо.
До второго «прорыва», я думаю, дело не дойдет. Не прокатит, что называется. Там тоже не такие глупые сидят, в Киеве. Идет просто нагнетание. Это специально делается для предвыборной кампании.
Запад, насколько я могу судить, в связи с тем, что МВФ перечислил им очередной транш, все-таки делает ставку на Порошенко.
Реально проходит Тимошенко, но к ней они относятся скептически. А других значимых оппозиционных фигур просто нет, поскольку политическое поле Украины полностью зачищено.
Поэтому Запад, понимая, кто такой Порошенко, будет стараться помочь ему в этой предвыборной игре. Будет непросто, потому что население к нему относится негативно, социально-экономическая ситуация в стране плохая, конфликт на Юго-Востоке продолжается, но, видимо, будут продавливать. И, мне кажется, продавят, хотя возможно, как говорится, все.