Каждый раз одно и то же. Каждый раз, когда приходят новости о действиях украинских властей, в который раз вспоминается бессмертное выражение Макарыча «В ставке у Гитлера все малохольные». Правда, на фоне руководящих персонажей в Киеве, малохольные из ставки Гитлера кажутся гениями адекватности
Как известно, руководство «Газпрома» начало уведомлять страны, через которые проходит украинская ГТС, о прекращении транзита газа через Украину с 1 января 2020 года. Первыми об этом сообщили болгарские власти, затем аналогичные уведомления стали получать руководства других стран.
И это логично. Во-первых, потому что украинская ГТС предельно изношена. Позиция украинских властей все годы «незалежности» была «Вам надо – вы и ремонтируйте», то есть прибыль от транзита они забирали себе, а инвестировать в ремонт и модернизацию не хотели. Причём вкладываться в ремонт предлагалось не за счёт вхождения инвесторов в долю во владении «трубой», а безвозмездно. То есть даром.
Евросоюз и ЕБРР также неоднократно предлагали предоставить льготные кредиты по 100–300 миллионов евро на частичный ремонт ГТС, но это же кредиты, а Киев хотел (см. выше) «безвозмездных инвестиций».
Теперь же состояние газотранспортной системы таково, что для ремонта по всей длине, по последним оценкам, нужно порядка 9,8 миллиарда долларов. Так что дешевле построить новый «Северный поток – 2», чем ремонтировать старые газопроводы.
Во-вторых, «Нафтогаз» уже неоднократно демонстрировал, что он ненадёжный транзитёр. То шантажировал «Газпром» прекращением транзита, пытаясь повысить плату за транспортировку, а то и вовсе занимался незаконным отбором (воровством) газа. В таких условиях позволять Украине и дальше быть монополистом транзита Европе было и неразумно, и опасно.
В-третьих (и самых главных), о каком продолжении транзита российского газа через Украину может идти речь, если «азиатская Российская Федерация уже пять лет как напала на незалежную европейскую Украину»?
Порошенко из всех чайников и утюгов вещает о «войне с Россией», все украинские телеканалы непрерывно кричат о «войне с Россией», даже украинские «эксперты» в эфире российских ток-шоу периодически заводят разговоры о «войне с Россией».
Режим Порошенко разрывает договор о дружбе и сотрудничестве, разрушает торговые и производственные связи, запрещает въезд гражданам РФ от 16 до 60 лет, ежедневно рассказывает о «российской агрессии» и планирует строить ракеты «для обстрела Москвы». И при этом Киев желает участвовать в транзите российского (т.е. «агрессорского») газа. Где логика?
Я понимаю, что «Россия на войну не явилась, а у Украины уже 12 тысяч невозвратных потерь и две дивизии дезертиров». И хоть Россия с Украиной не воюет, но Украина-то с Россией воюет! Об этом Порошенко и его теплая компания будущих висельников рассказывает уже пять лет.
И тут, когда Россия уже несколько лет строит железные дороги и газопроводы в обход территории, поражённой агрессивной шизофренией, и строительство заканчивается, из-за забора вдруг выползает немытое окровавленное тело и, разя перегаром и навозом, заявляет: «Слышь, сосед, дай пожрать, потому что нагадить тебе под дверь нечем!»
Или, если менее метафорически, заявляет: «Ну и что, что война, а осуществлять транзит агрессивного оккупационного газа за вражеские деньги мы всё равно хотим».
Исполнительный директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко недавно заявил, что в случае прекращения транзита газа через украинскую ГТС государство потеряет 3 миллиарда долларов в год. И добавил, что при реализации такого сценария «Нафтогаз» подаст в суд, где у Украины есть высокие шансы выиграть у «Газпрома» арбитражный иск на 12 миллиардов долларов как компенсацию за ускоренную амортизацию.
Председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев также заявил в интервью «РБК-Украина», что готов подписать новый контракт с «Газпромом».
«Чтобы подписание договора стало возможным, у нас довольно простая переговорная позиция: или “Газпром” подписывает контракт, и тогда вопрос обесценивания ГТС автоматически исчезает из нашего иска, или, извините, но вам придется это компенсировать».
Каких 12 миллиардов? Вся украинская ГТС не стоит таких денег! И почему только 12? С таким же успехом можно подавать и на 30, и на 60 миллиардов – абсурдность иска будет точно такой же.
В фильме с Халком Хоганом «Коммандо из пригорода» есть эпизод, где грозного вида банда говорит главному герою:
— Если ты поцарапаешь нашу тачку, то…
— То что? Вы меня порвёте на куски?
— Нет, в суд подадим.
Хотя здесь ситуация ещё более абсурдная – «жертва» возмущается, что «агрессор» не хочет платить ей за транзит «оккупационного» газа через её территорию. Это всё равно, как если бы Гитлер уже после нападения на СССР требовал от Сталина денежной компенсации за прекращение поставок бакинской нефти.
Но вна Украине такое двоемыслие никого не смущает (особенно когда дело касается денег).
— Путин напал! Россия – агрессор! Наша армия самая сильная!
— Так почему вы не наступаете на Москву?
— Но тогда реально нападёт!
Причём даже в украинской Верховной Раде понимают, что Коболев – неадекват и вор, но американских хозяев Украины всё устраивает, поэтому они надавили на Гройсмана и тот продлил контракт с Коболевым на управление «Нафтогазом».
Ободренный этим, глава «Нафтогаза» заявил: «При наличии достаточного количества газа в хранилищах Украины и решения Европы покупать американский сжиженный газ резкое прекращение транзита через Украину может не дать России желаемого эффекта, а навредить репутации “Газпрома”».
Во-первых, для увеличения запасов газа на 3 миллиарда кубов, как этого хочет Коболев, нужно дополнительно порядка 600–700 миллионов долларов. А они есть?
Во-вторых, такое явное лоббирование интересов американских хозяев ему не поможет. Кроме всего прочего, потому, что у американцев нет достаточного количества газовозов, чтобы существенно нарастить поставки газа в Европу (и я об этом уже неоднократно писал).
В-третьих, вопрос ведь вообще не в «как-нибудь пережить зиму», вопрос в том, что транзита газа через Украину уже больше не будет. Совсем. И украинский бюджет будет недополучать по 3 миллиарда долларов в год. Этого ни Коболев, ни Гройсман с Порошенко пока не осознают. У них сейчас в фазах восприятия неизбежной смерти «Отрицание» и «Торг».
Я же, со своей стороны, никак не могу понять одного: а как же «Остаточнэ прощавай», которое Порошенко за последние полтора года повторил больше тысячи раз?
Получается поведение не гордой и независимой женщины, а сварливой и неряшливой жены-брошенки.
Прямо как в старом фильме про Мюнхгаузена.
— О чём это она?
— Барона кроет.
— И что говорит?
— Ясно чего: подлец, говорит. Псих ненормальный. Врун несчастный.
— И чего хочет?
— Ясно чего: чтобы не бросал.
— Логично.
Извините, небратья, но перемазанная в крови и фекалиях скандалистка-алкоголичка со справкой о шизофрении нас никак не привлекает. Развод так развод. Остаточнэ прощавайте, ихтиандры х…
Александр Роджерс, Альтернатива