На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пять мифов о "советской оккупации", на которых хрупко держатся страны Балтии

Период 1940–1991 годов в Латвии, Литве и Эстонии принято называть «оккупацией Прибалтики». Однако такая позиция не выдерживает критики историческими фактами.

Главным камнем преткновения в отношениях стран Балтии с современной Россией остаются кардинально противоположные взгляды на период советской истории и саму роль СССР в регионе.

Но прошли уже три десятилетия с тех пор, как Советский Союз канул в Лету, а сказания о «советской оккупации» продолжают множиться в сознании прибалтов.

Сегодня в прибалтийских государствах существует даже ответственность за «отрицание советской оккупации», под которую очень удобно подгонять неугодных активистов и политиков. Но для того чтобы реализовывать юридическую ответственность, как это делают страны Балтии, необходимо иметь и юридическое основание для нее. А для этого надо хорошо понимать, что означает сам термин «советская оккупация», и отделить мифы от исторической действительности.

Миф №1: СССР оккупировал страны Балтии

В основе этого мифа лежит неоднозначный исторический документ – пакт Молотова – Риббентропа. Этот советско-германский договор о ненападении содержал ряд секретных протоколов, один из которых относил страны Балтии к сфере советских государственных интересов. Именно это руководство прибалтийских республик трактует как начало «советской оккупации».

Для начала стоит разобраться, что же такое «оккупация». Обратимся к нормам международного права того времени:

«Оккупированной считается территория противника, занятая в ходе войны или военного конфликта», – гласит ст. 42 раздела III «О военной власти на территории неприятельского государства» IV Гаагской конвенции от 18 октября 1907 года.

Стоит отметить, что аналогично термин «оккупация» трактует и Женевская конвенция «О защите населения во время войны» от 12 августа 1949 года.

По утверждению российского МИДа для правовой оценки ситуации, которая сложилась в странах Балтии в конце 30-х годов XX века, этот термин не может быть использован, поскольку СССР и прибалтийские государства не находились в состоянии войны, а ввод войск Красной армии осуществлялся на договорной основе и с ясно выраженного согласия существовавших в этих республиках в тот период властей.

Действительно, в 1939 году все три балтийские страны абсолютно самостоятельно заключили с СССР договоры о взаимопомощи, согласно которым на их территориях были размещены гарнизоны Красной армии. И уже на следующий 1940 год парламенты Латвии, Литвы, и Эстонии приняли Декларации о вхождении в состав Советского Союза.

И еще один небольшой факт – по договору 1939 года Советский Союз возвратил Литовской Республике Вильнюс и Виленский край, которые ранее были аннексированы Польшей. А после окончания Второй мировой войны уже в 1945 году по приказу Сталина в состав Литвы вернулись Клайпеда и Клайпедский край, отобранные Рейхом.

До сих пор непонятно, как сторонники «советской оккупации» объясняют такую странную щедрость со стороны «захватчиков», которым положено отбирать, а не приумножать территории оккупированных стран.

Миф №2: Прибалтику ждал немецкий рай

В сознании многих граждан прибалтийских республик, особенно националистически настроенной прослойки, укрепилась мысль, что если бы судьбу их стран вершили в Третьем Рейхе, то они так и остались бы независимыми и более того – нейтральными.

Однако 16 июля 1941 года Адольф Гитлер провел конференцию, на которой приказал присоединить Прибалтику в кратчайшие сроки к Рейхскомиссариату Остланд (RKO). Эстонию предполагалось переименовать в Peipusland, а Латвию – в Dünaland, когда они станут немецкими провинциями. Официальным языком новых провинций Рейха должен был стать немецкий.

Согласно меморандуму министра восточных территорий Рейха, в Литве, Латвии и Эстонии должны были быть закрыты высшие учебные заведения – разрешалось оставить только ремесленные училища. В нем также говорится, что большая часть населения прибалтийских стран не годится для онемечивания, поэтому подлежит переселению в Восточную Сибирь.

Чуть позже, в июне 1943 года, была принята директива о том, что земли Остланда должны стать вотчинами тех военнослужащих, которые особенно отличились на Восточном фронте. При этом хозяев этих земель из числа литовцев, латышей и эстонцев следовало либо переселить в другие районы, либо использовать в качестве дешевой рабочей силы для своих новых господ.

Стоит вспомнить и расовую теорию Розенберга, согласно которой эстонцы и латыши подходили для онемечивания, литовцы – в меньшей степени, славяне подлежали высылке или порабощению, а евреи и цыгане – истреблению.

Так что всеобщее прибалтийское благоденствие с хранящими нейтралитет свободными гражданами, которые на равных распивают баварское пиво с немецкими полицаями под музыку Вагнера, существовало в головах лишь латышских, литовских и эстонских националистов, но никак не идеологов Третьего Рейха.

Миф №3: экономики балтийских республик ждало процветание

Еще один широко распространенный миф – в результате «советской оккупации» общественно-экономическое развитие прибалтийских стран отстало на несколько десятков лет.

«Все прибалтийские республики получали из общесоюзного бюджета куда больше финансовых и материальных средств, чем, например, РСФСР», – рассказал историк Евгений Спицын в интервью корреспонденту Baltnews.

Достаточно вспомнить, что Прибалтика называлась «витриной СССР». За период с 1940 по 1960 год в одной только Латвии было построено свыше двух десятков крупных промышленных предприятий.

Уровень заработной платы в прибалтийских республиках также отличался от средней по Союзу. С конца 1940-х до 1990 года зарплаты прибалтийских рабочих, колхозников и инженеров были в 2–3 раза выше, чем в среднем по Союзу, а цены, тарифы на квартплату и электроэнергию – ниже.

Также по статистическим данным, в 1988 году латыши, литовцы и эстонцы потребляли за год мяса и мясных продуктов 84, 85 и 90 кг соответственно. В среднем по СССР этот показатель составлял не более 64 кг. Потребление молока и молочной продукции: Литва – 438 кг/чел в год, Латвия – 471 кг/чел в год, Эстония – 481 кг/чел в год. Средний показатель для СССР – 341 кг/чел в год.

Кроме этого, Прибалтика времен СССР была знаменита своими брендами. Такими, например, как ВЭФ, «Радиотехника», автомобили «РАФ», «Рижский бальзам», «Рижский хлеб», рижская косметика Dzintars, «Рижские шпроты». Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички ЭР-1 и ЭР-2.

После распада Советского Союза судьба этих брендов, как и предприятий, оказалась печальной: часть из них разорились и фактически прекратили свое существование. Так, в прошлом году потерпел крах латвийский производитель косметики Dzintars – компания была вынуждена остановить производство продукции после решения Пардаугавского суда Риги, признающего предприятие банкротом.

Миф №4: жителей Прибалтики угнетали в СССР

Не менее скептично на этом фоне воспринимается риторика отдельных прибалтийских русофобов, что будто бы жители стран Балтии испытывали гнет от «советских оккупантов». Достаточно отметить, что на протяжении всего периода пребывания Латвии, Литвы и Эстонии в составе Советского Союза, за исключением времени оккупации их территорий Германией в годы Великой Отечественной войны, действовали национальные органы власти.

Также во всех трех республиках был свой Совет министров, свои республиканские министерства и ведомства, во главе которых стояли этнические латыши, литовцы и эстонцы. Так о каком угнетении может идти речь?

«Где были, например, советские концлагеря, где проводилась политика геноцида литовского населения? Ничего этого не было, все этой полнейшая чушь. Пусть они просто по факту посмотрят, что представляла собой нацистская оккупация Германией и так называемая советская оккупация», – рассказывал Спицын.

Помимо этого, в республиках активно развивалась наука, культура, спорт. Была созданы академии наук, издавалась масса книг на национальных языках. Прибалтику можно отчасти назвать «советским Голливудом» – в Латвии на улице Яуниела развернулись действия фильма «17 мгновений весны», здесь же снимали и «Шерлока». Планы фильмов «Три толстяка» и «Город мастеров» снимали в Таллине. Также в Прибалтике снимали и многие сцены из «Трех мушкетеров». Вряд ли подобное возможно в условиях оккупации.

Миф №5: Россия мечтает оккупировать современную Прибалтику

В заключение стоит вспомнить еще один миф – руководство стран Балтии уверено, что современная Россия – наследница СССР и жаждет оккупировать их снова. Стоит отметить, что на основе этого мифа построено сотрудничество прибалтийских республик с НАТО – практически на всех конференциях альянса лидер или чиновник одной из балтийских стран просит НАТО о защите от «российской агрессии». Особенно отличается такой риторикой президент Литвы Гитанас Науседа.

«Русофобией Литва страдает с момента обретения независимости, скоро уже 30 лет непрерывной русофобии. Это, честно говоря, удивляет, потому что за 30 лет можно поумнеть и выздороветь, наконец. Но мы видим, что этот вирус сидит в литовской элите очень прочно, и она уже несколько десятилетий рожает мантры об «оккупации», «агрессии» со стороны России и так далее», – рассказал главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в беседе с Baltnews.

В экономическом плане Прибалтика Россию тоже не интересует, достаточно вспомнить, что РФ отказалась от прибалтийского транзита.

«Кончилось время, когда казалось, что политика не будет вмешиваться в экономику, – теперь экономика будет очень сильно зависеть от политики. Страны будут заключать торговые соглашения и поддерживать друг друга в формате «дружественная экономика обменивается с дружественной экономикой». И если администрация какой-либо экономики не скрывает враждебности – как, например, Грузия или Прибалтика, – то почему они должны получать российских туристов, транзит российских товаров или товаров, идущих через Россию?» – заявил экономист Василий Колташов порталу Baltnews.

К сожалению, несмотря на приведенные выше факты и документы, мало надежд, что руководители стран Балтии одумаются и прекратят создавать мифологему советской и российской «оккупации». Ведь в таком случае прибалтийские республики станут не нужны и не интересны не только России, но и США.

Алиса Чирко, Baltnews

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх