В информационную повестку Евросоюза возвращается термин Polexit. Вероятно, трамватичный для Евросоюза электоральный триумф Бориса Джонсона разбудил задремавшие было дискуссии о будущем некоторых стран в составе ЕС
Забавно, что продолжателем британского дела стала Польша — страна, построившая сравнительно современную и богатую экономику за счет европейских денег.
Польские деловые СМИ отмечают неприятную тенденцию: опросы общественного мнения показывают, что в Польше количество евроскептиков больше, чем в Великобритании: 47% опрошенных считают, что для страны лучше выбрать будущее вне Евросоюза.
Было бы наивным считать, что такие настроения общества не окажут влияния на настрой польских политиков, которые на примере Бориса Джонсона могли убедиться в том, что антиевропейство может стать билетом в счастливое политическое будущее.
В этом контексте заявления судей Верховного суда Польши, которые пытаются напугать правящую партию риском «выхода страны из ЕС» из-за несовместимости судебной реформы с решениями Еврокомиссии и постановления Верховного суда Евросоюза, смотрятся довольно милым анахронизмом и имеют неплохие шансы привести к неожиданным последствиям.
Если еще год-два назад такое предупреждение со стороны судейского корпуса, подкрепленное медийной критикой правительства Польши со стороны, скажем, BBC, могло заставить национал-консервативное правительство пересмотреть свои планы судебной реформы (предполагающие подчинение судебной власти исполнительной), то сейчас такие демарши могут скорее его раззадорить.
Если посмотреть на ситуацию с точки зрения реальной политики, то Варшаве просто выгодно вести себя максимально вызывающим образом. Европейские деньги на «выравнивание экономического положения» — практически закончились, и теперь у Брюсселя нечем угрожать Польше в том случае, если ее правительство устроит настоящий праздник непослушания. Опыт венгерского премьра Орбана наглядно демонстрирует, что даже за полное неповиновение желанием Еврокомиссии и откровенно наплевательское отношение к «европейским ценностям» никто никого из Евросоюза исключать не будет, а все экономические и политические санкции не стоят и ломанного гроша по сравнению с теми политическими очками которые можно набрать во внутренней политике за счет откровенного противопоставления национальных интересов наиболее токсичным европейским инициативам, которые связаны с вмешательством Брюсселя во внутренние дела конкретных стран или с проблемой ближневосточных беженцев. В крайнем случае, можно всегда угрожать Евросоюзу «Полекситом» и надеяться на то что во имя сохранения иллюзии европейской солидарности Еврокомиссия закроет глаза на вся что угодно.
Польша уже громко заявила о себе как о стране, на которую общеевропейские нормы и законы не распространяются, причем сделала это в максимально обидной для Еврокомисии форме: вместо того чтобы подчиниться требованиям «Зеленого пакта для Европы», который стал визитной карточкой и главным проектом Урсулы фон дер Ляйен, Польша стала единственной страной, которая отказалась взять на себя обязательства по «углеродной нейтральности» к 2050 году. Логика этого демарша — проста: фон дер Ляйен не готова выделить триллион евро лично Польше на переформатирование польской экономики и особенно её угольной электрогенерации, а значит, Варшава отказывает руководству Еврокомиссии в возможности заработать пиар-очки за счет «озеленения» Польши.
Судя по тому, что новая команда Еврокомиссии так и не нашла в себе силы принудить польских мятежников к участию в главном европейском проекте, который пользуется огромной поддержкой в европейской политической элите, можно предположить, что теперь Варшава будет демонстрировать свою независимость ровно до того момента пока польские интересы не наткнутся на какую-нибудь несгибаемую политическую волю. Этого однако не произойдет до тех пор пока «полексит» будет пугать Брюссель сильнее, чем варшавская самодеятельность или саботаж.