Флот и флотские крысы
Греческий сайт “Русские Афины” сообщил недавно, что моряк с Украины Анатолий Черкасский, приговорённый в апреле 2018 года в Греции к 70 годам заключения за перевозку нелегалов, объявил голодовку. Заключённый считает приговор несправедливым и пытается достучаться до властей Украины.
Черкасский писал президенту, обращался в правозащитные организации, но всё бесполезно. По словам моряка, он либо умрёт в тюрьме, либо добьётся пересмотра дела.Редакция комментирует письмо: «Если бы двумстам украинским морякам, находящимся в заключении в Греции, власти уделяли хотя бы одну десятую от того внимания, которое они уделяют их коллегам в российских тюрьмах, то большинство было бы уже на свободе, ведь половина их них получили пожизненные сроки не столько потому, что заслужили это, сколько из-за безразличия украинских чиновников к судьбе своих граждан. И стоит ли удивляться, что население Украины разбегается по всему миру, добиваясь гражданства других государств».
До развала СССР Черноморское морское пароходство (ЧМП), насчитывавшее около четырёхсот судов, было одним из крупнейших в мире. После разрушения единого хозяйственного комплекса ЧМП его общая задолженность по кредитам составила к концу 1992 года 170 миллионов долларов. Суда списывались десятками, плавсостав уходил на берег. Премьер-министр Украины Кучма предложил передавать суда офшорным компаниям-посредникам с их последующей регистрацией в иностранной юрисдикции. Президент Кравчук это предложение одобрил. И торговый флот Украины стал стремительно таять. В 1991 году в ЧМП оставалось 225 единиц, а к 2008 году – всего 15. А затем осталось одно-единственное судно…
Руководитель компании «Трансмед» Зигфрид Плахов рассказывал автору этих строк, работавшему в те годы корреспондентом ТАСС в Греции, как разграбили советский торговый флот. Под маркой “приватизации” и “оптимизации” морских торговых операций на каждое судно создавалась отдельная компания. Потом оформлялся фрахт, и судно отправлялась в море. Как только оно бросало якорь на рейде иностранного порта, его тут же арестовывали за долги, имевшиеся у пароходства перед иностранными компаниями. Если долг не уплачивался, судно выставлялось на аукцион. Об аукционе знали немногие: иностранный «партнёр» и его сообщник с Украины, доставлявший судно. В итоге единственный покупатель на аукционе приобретал судно за смехотворную сумму и сразу перепродавал его другому покупателю, но уже в несколько раз дороже.
«За годы независимости в Украине произошло много событий, в результате которых небольшая кучка высокопоставленных чиновников и приближенных к ним бизнесменов фантастически обогатилась, а большинство народа обнищало. Однако афера по разграблению ЧМП по циничности использованных средств, количеству и стоимости украденной госсобственности, числу задействованных высших должностных лиц, уголовной безнаказанности ее организаторов и исполнителей и сегодня по праву занимает первое место… Прямо или косвенно к афере по разграблению Черноморского морского пароходства были причастны все президенты Украины, большинство глав правительства, многие бывшие и действующие министры»,
– писал на информационном сайте Одессы, бывший советник председателя Фонда государственного имущества Украины Владимир Ларцев.
«Торговый и рыболовецкий флот Советского Союза, самый мощный на Чёрном море, перестал существовать «Суда числом не в одну сотню исчезли по всему миру. Зато появились средства на счетах отдельных политиков и хозяйственников»,
– говорит бывший депутат Верховной рады Владимир Олейник.
Черноморское морское пароходство к 1990 году было крупнейшим в Европе и вторым в мире. Его годовой доход составлял более 1 млрд. долл. В ЧМП работали 80 тыс. человек, из них 27 тыс. плавсостава. Общая стоимость активов компании достигала 7 млрд. долларов, в различные годы чистая прибыль колебалась от 160 млн. долл. до 1 млрд. долл. (10% всей валютной выручки Советского союза).
К разграблению Черноморского флота стали готовиться при Горбачёве. В 1989-1990 годах в портах Вьетнама и других стран на базе имущества ЧМП появились совместные предприятия «Лотос”, «Катран”, несколько акционерных обществ. Суда Черноморского пароходства начинали работать под иностранными флагами, а порты, судоремонтные заводы, береговые организации и учреждения выходились из состава ЧМП. Грабили дружно. В Раде, например, то и дело звучало тогда: «Флот в таком количестве Украине не нужен».
По информации портала Ports.com.ua, за годы самостийности дедвейт флота Украины сократился более чем в 16 раз. Флот исчез, зато частные украинские судовладельцы на 1 января 2017 года владели 383 судами валовой вместимостью 1000 и более регистровых тонн, работавшими под иностранными флагами (данные UNCTAD).
Разграбление флота, которым занимались президенты, министры, высокопоставленные чиновники, становившиеся нуворишами, оборачивалось человеческими трагедиями. Десятки тысяч моряков, квалифицированных специалистов, механиков, капитанов выбрасывались на улицу. Кто-то из них потом нанимался на суда под иностранными флагами, подписывал кабальные контракты, становясь жертвами безжалостной эксплуатации, а порой обмана.
Что значит работать на судах под «удобными флагами», то есть под флагами стран, которые не ратифицировали Конвенцию о труде в морском судоходстве? На них отсутствует социальная защита экипажа, нет страхового покрытия, моряки не могут рассчитывать на репатриацию, не имеют возможности покинуть судно. Есть такие флаги, как Монголия, Молдова, Камбоджа и некоторые другие – для моряков они опасны. Тем же украинским морякам порой назначают колоссальные штрафы от €200 тыс. до €2 млн и сроки заключения в несколько десятков лет.
…На Украине меняются президенты и премьер-министры, случаются майданы и государственные перевороты, но черноморские моряки продолжают томиться в тюрьмах. И к ним в любой момент могут присоединиться те, кто продолжают работать на судах под чужими флагами.
Владимир Малышев, ФСК