Еще немного, и на Западе будут спасать «бедный рейх» от «кровавой советской агрессии»
На страницах авторитетного германского издания Welt вышла статья «Пять аргументов против путинского толкования Второй мировой войны». Журналист Свен Келлерхоф решил вставить свое «авторитетное» мнение в дискуссию о событиях 80-летней давности, развернувшуюся в последнее время между Россией и Польшей.
Келлерхоф, к счастью, признает, что Освенцим освободили именно советские солдаты. Но дальше ничего хорошего в адрес Красной армии из-под его пера не вышло.
Пять аргументов — это пять разделов его статьи.
Жертвы
Первый раздел называется «Жертвы». Журналист сначала признает, что Советский Союз понес наибольшие человеческие потери в абсолютных цифрах. Однако сразу же поправляет себя — мол, Польша понесла большие «относительные» потери — 16%-17,5% от довоенного населения.
Правда, к чему эти людоедские умозаключения — не совсем понятно.
Во-первых, попытки при помощи арифметики доказать, что 27 млн. погибших это «не так страшно» являются настоящим моральным дном.
Во-вторых, если уж отодвинуть моральный аспект проблемы в сторону и уйти в цифры, то БССР (превратившаяся затем в независимую Белоруссию) потеряла даже в относительных величинах населения больше, чем Польша.
В-третьих, и об этом особенно не любят сегодня вспоминать официальные лица Польши, огромная часть польских потерь — это евреи, которых, к стыду современной Варшавы, зачастую выдавали нацистам антисемитски настроенные местные жители. Например, значительную часть участников восстания в Собиборе сдали гитлеровцам именно поляки…
Большой террор
Порассуждав о жертвах, великий «историк» Келлерхоф, считающий НКВД «советской разведкой», зачем-то переходит к репрессиям 1930-х. Какое это имеет отношение к «вине» СССР в начале войны — непонятно.
Упомянул, правда, Келлерхоф и о том, что репрессии коснулись командования Красной армии. «Большие потери Красной армии в борьбе с Вермахтом объясняются не в последнюю очередь „кровопусканием“ опытных командующих», — цитируют его «ИноСМИ».
Однако в последнее время целый ряд исследований показал, что влияние репрессий второй половины 1930-х на боеспособность Красной армии в значительной степени преувеличено. Например, резкий рост количества военнослужащих и дефицит времени на подготовку командиров, повлияли на нехватку руководящего состава значительно больше.
Да и опять-таки совершенно непонятно, какое это все имеет отношение к «вине» СССР в развязывании войны.
Пакт с Гитлером
«Пакт Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 года сделал Сталина активным поджигателем войны. Этот советско-германский договор о ненападении, более известный как пакт Гитлера-Сталина, хотя в нем нет подписи ни немецкого, ни советского диктатора, не был причиной начала Второй мировой войны. Но он облегчил Третьему рейху его завоевательные походы вначале против Польши, затем против Норвегии и Дании, в конце концов, против Франции и стран Бенилюкса, а также Греции и Югославии», — пишет журналист.
Вот только он совершенно ожидаемо не комментирует ни договор между Польшей и Германией от 1934 года, ни Мюнхенский сговор. Не говорит он о планах Запада вместе с Польшей устроить «крестовый поход против большевизма», спровоцировав СССР нападением Германии на Чехословакию. Молчит о захваченной поляками под патронатом Гитлера Тешинской области. Как и о том, что западные страны сделали все возможное, чтобы сорвать инициированное СССР создание системы коллективной безопасности и антинацистского блока.
Не СССР, а именно Франция и Англия в Мюнхене вручили Гитлеру ключи от оборонных предприятий и арсеналов Чехословакии, без которых начинать войну Германии было бы весьма проблематично. И не СССР разрешил Третьему рейху создать военно-морской флот и провести ремилитаризацию Рейнской области. Но это корреспондента «Welt», очевидно, не интересует.
Сталинский империализм
«Цена бездействия Сталина — восточная часть Польши, территории на юге и востоке Финляндии и три балтийские республики. Все это было присоединено к СССР. Его целью, вероятно, было восстановление бывшей царской империи — однозначно империалистическая цель», — пишет Келлерхоф.
Журналист то ли специально, то ли неумышленно опускает тот факт, что в результате нападений на СССР соседей вроде Польши, Румынии и Финляндии Советская Россия в годы Гражданской войны потеряла значительные территории (как раз те, которые потом возвращала). Граница СССР в 1930-е годы проходила в непосредственной близости от таких важнейших центров, как Ленинград, Минск, Киев и Одесса.
Не замечаете ничего общего между этими городами? Это города-герои. Благодаря тому, что в 1939—1940 годах граница отодвинулась, они после нападения Германии успели подготовиться к обороне и задержали продвижение Вермахта. Если бы Гитлер стартовал со «старой границы», то Москва со Сталинградом с большой долей вероятности не устояли бы, и СССР пал бы. Нацизм фактически просто некому было бы остановить.
Но куда проще объяснить все придуманными имперскими амбициями…
Катынь
В разделе «Катынь и другие преступления» Келлерхоф рассказывает об известной (но весьма неоднозначной) катынской истории, а также — о депортации из Прибалтики местных националистов. Какое это имеет отношение к провоцированию Второй мировой войны он также ожидаемо не объясняет.
Вместо того чтобы профессионально вмешиваться в споры о начале самого кровопролитного конфликта в истории, журналист просто рассказывает все возможные страшилки об СССР и Сталине.
Казалось бы, обычная дешевая клюква, рассчитанная на привлечение бульварного интереса. Но есть пару нюансов, заставляющих реагировать на нее серьезно.
Как минимум, материал вышел в одном из наиболее популярных качественных изданий Германии — той самой страны, которая развязала войну, и вот уже 75 лет за это публично кается.
Когда редакция, среди сотрудников которой наверняка есть потомки бойцов Вермахта или СС, пытается переложить ответственность за преступления предков на Россию — это пересечение серьезной психологической черты.
Публикация совпала по времени с массовой информационной атакой на Россию.
Возможно, коллективный Запад решил таким образом преодолеть свою серьезную историческую проблему. Ведь 75 лет назад он раскололся и воевал не на жизнь, а на смерть, совершая по ходу дела наиболее чудовищные преступления в истории человечества. Так, почему бы не «назначить» нового виновного — со стороны? Достаточно в должной степени демонизировать СССР и можно назначать его главным виновником случившегося.
Одна попытка уже была сделана несколько десятилетий назад, когда печально известный Виктор Резун начал писать книги в духе исторического ревизионизма. Однако тогда были живы многие миллионы ветеранов и узников концлагерей, и обман дал только краткосрочный эффект. Антинаучные выкладки перебежчика запали в душу преимущественно откровенным фрикам.
Однако теперь очевидцев тех событий, к сожалению, становится все меньше. И попытки повесить все на Советский Союз в ближайшем будущем, судя по всему, примут лавинообразный характер. И не удивляйтесь, если спустя несколько лет западные обыватели уже будут искренне верить в то, что войну начали кровавые большевистские орды, специально, чтобы изнасиловать два миллиона немок. А героические американские парни высадились в Нормандии, чтобы спасти бедную мирную Европу от красного рабства.
Думаете гротеск? А Владимир Зеленский, обвиняющий СССР в Холокосте и Польша, требующая от России репараций — это не гротеск? То ли еще будет. И единственный шанс на победу в этой информационной войне — найти способ эффективно доносить до максимального количества людей историческую правду. А иначе — получим удар, посильнее того, что был в 1991-ом…