Лукашенко, обидевшись на Кремль, готов заправлять бандеровские танки
Украина могла бы поставлять через свою территорию нефть на белорусские НПЗ и затем получать выработанные нефтепродукты. С таким предложением, как передает БелТА, выступил президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Он выразил уверенность в том, что Украина заинтересована в поставках белорусских нефтепродуктов — дизельного топлива и бензина, рассказав о том, что сейчас как раз заканчивается модернизацией соответствующей установки для глубокой переработки нефти на белорусских НПЗ.
«Мы можем переработать (нефть — ред.). И если мы через Украину будем поставлять, так мы готовы Украину в этот проект привлечь. Вам же нужны эти нефтепродукты. Давайте вместе работать», — заявил белорусский лидер на недавней встрече с украинскими СМИ в Минске.
Лукашенко уже традиционно обвинил Россию в завышении цен на нефть и заявил, что его страна будет искать альтернативных поставщиков.
«Налоговый маневр подкинули нам. Когда-то мы получали от переработки российской нефти, покупали у них нефть без таможни (у нас Таможенный союз, свободная торговля). Но они настояли, чтобы мы, продавая нефтепродукты Украине и другим, часть денег им отдавали… Потом ввели этот налоговый маневр. То есть у себя ввели на нефть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Таможенной пошлины, вроде, нет в торговле, но они ввели налог, и нефть подорожала», — сказал Лукашенко.
Он также посетовал, что два белорусских нефтеперерабатывающих завода оказались в невыгодном положении по сравнению с российскими.
«Более того, сейчас дошли до того, что НДПИ забрали, сейчас возвращают (своим — ред.) НПЗ. Нашим заводам не возвращают. И нефть сразу подорожала. Нас подводят к мировой цене. На что я публично в Питере в последний раз сказал: «Раз так, тогда мы вынуждены будем закупать с рынка нефть», — подчеркнул белорусский лидер.
«Я на переговорах сказал открыто: мы имеем три варианта, просчитываем поставки нефти на свои заводы. Более того, мы эти заводы в этом году в основном модернизируем. Они уже будут прибыльными, когда мы купим дорогую нефть в Средиземном или Черном море, или на Балтике. Мы купим, переработаем и не будем в убытке», — добавил он.
— Белоруссия и без того из перерабатываемой на своих НПЗ российской нефти производит нефтепродукты для Украины, — напоминает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Минск это не скрывает. Неоднократно не без гордости заявляли о поставках топлива и украинские официальные лица. Для них это всегда было и политическим фактором, ведь Белоруссия позиционирует себя как самый верный и надежный партнер России.
Однако, на мой взгляд, для Лукашенко в таких отношениях присутствует минимум политики. Для него это в основном экономика — диверсификация маршрутов и расширение круга потребителей.
Кстати, до 1 июня текущего года нефть и нефтепродукты на Украину поставляла и Россия. Цифры говорят сами за себя. По итогам 2018 года Украина импортировала из России 2,7 млн. тонн бензина и дизтоплива. 2,2 млн. тонн нефтепродуктов Украина импортировала из Белоруссии. Частично это бензин и солярка, произведенные из российского сырья, а частично и вовсе реэкспорт готовой продукции российской нефтянки. Если учесть, что годовое потребление всех видов топлива на Украине в прошлом году составило 7 млн. тонн, становится понятным, что около 70% потребностей были обеспечены за счет российской нефти.
Да, теперь речь зашла об украинской нефти, которая, как я уже сказал, до 1 июня часто имела российское происхождение. Сейчас это нефть из Азербайджана, Ирана, Алжира.
«СП»: — Выгодно ли будет Киеву перерабатывать нефть на белорусских НПЗ?
— Это вопрос договоренностей. Нам не известны детали. Но если бы не было выгодно, то сотрудничество не продолжалось уже долгие годы. Остающуюся после загрузки своих НПЗ нефть надо куда-то девать. Ближайшим качественным переработчиком нефти для Украины является Белоруссия. Минск модернизировал свою нефтеперерабатывающую промышленность настолько, что порой, действительно, Киеву дешевле закупать белорусские нефтепродукты, чем производить их у себя на устаревшем оборудовании.
«СП»: — Что этот шаг означал бы для Москвы, и как Москва отреагировала бы?
— Если Белоруссия не будет реэкспортировать (а прямо говоря, перепродавать) нефть, которую она получает из России для внутреннего потребления, Россия не будет ничего иметь против. Кстати, точно такие же требования к Белоруссии выдвинул и Казахстан, нефтью которого также заинтересовался Минск.
«СП»: — Лукашенко также говорил о других альтернативах: Польша, Прибалтика. Это реально? Опять же, о какой нефти идет речь? Или Лукашенко просто озвучивает «хотелки»?
— Лукашенко ищет как нефть для загрузки НПЗ, так и покупателей белорусских нефтепродуктов. Это разумная реалистичная политика. Вложенные в реконструкцию НПЗ средства надо, как говорится, отбивать. Необходимо также и компенсировать потери от российского «налогового маневра».
«СП»: — А насколько «налоговый маневр» реально ударил по Минску? Удастся ли найти компромисс?
— Около $ 3 млрд. в год могут составить потери белорусского бюджета от российского «налогового маневра» за первые 4 года. Решение вопроса лежит в плоскости расширения интеграционных процессов, о чем договорились Путин и Лукашенко. Рабочие группы уже обсуждают эти вопросы, в том числе «дорожную карту» интеграции. Детали станут известны в начале декабря. Предполагаю, что отношениям в энергетическом, в первую очередь, нефтегазовом секторе, в подписываемых документах будет уделено достойное внимание.
— Лукашенко не сказал совершенно ничего нового, — считает эксперт по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрий Болкунец.
— Достаточно почитать его речи за последние годы. Белорусский руководитель в очередной раз показал, что за 25 лет руководства не смог сократить чрезвычайно высокую экономическую зависимость от российских энергоресурсов. На сегодняшний день экономически обоснованной альтернативы российской нефти для белорусских НПЗ нет. Все разговоры о покупке нефти в третьих странах — это обыкновенный популизм.
«СП»: — А откуда нефть у Украины? Чья она? Примет ли Киев предложение Лукашенко?
— По данным Государственной фискальной службы в январе-августе 2019 года Украина импортировала 482,2 тыс. тонн нефти на сумму $ 249,6 млн., что на 13,6% меньше аналогичного периода прошлого года. Основные поставщики — Азербайджан (91,85%), США — (6,03%), Казахстан — (1,04%), другие страны — (1,08%).
В январе-августе 2019 года Украина импортировала также 5,4 млн. тонн нефтепродуктов, что на 11,1% больше, чем за аналогичный период 2018 года. Нефтепродукты импортированы на сумму $ 3,4 млрд. (рост на 5,4%). Основные поставщики — Россия (40,5%), Белоруссия (36,82%), Литва (10,7%).
«СП»: — Могут ли нефтяные вопросы сблизить Минск с Киевом? И как на это посмотрят в Москве?
— В соответствии с данными Белстата, в структуре экспорта за январь-июль поставки нефтепродуктов на Украину в указанный период снизились на 7,1% - до 1,77 млн. тонн, а в стоимостном выражении экспорт сократился на 11,9% - до $ 1,08 млрд.
Для России не играет большой роли, в какие страны Белоруссия продает полученные из российского сырья нефтепродукты. Сегодня для белорусских поставщиков украинский рынок является самым высокомаржинальным. В случае возможного потепления отношений между Киевом и Москвой российские компании будут заинтересованы в самостоятельных поставках топлива.
«СП»: — Как далеко Минск готов пойти, чтобы компенсировать убытки от «налогового маневра»?
— Налоговый манёвр в нефтяной отрасли России остаётся спорным вопросом в переговорах с белорусским правительством. Бюджет республики на новый 2020 год верстается без учета компенсации за налоговый маневр. Это очень чувствительно лично для Лукашенко, у которого в будущем году президентские выборы. Без внешней финансовой поддержки проводить пусть и фиктивную избирательную кампанию будет сложно.
Батька готов будет подписать любое соглашение с Кремлем ради поддержки на очередные пять лет. Но заключить договор, еще не значит его выполнять. Финансовая поддержка со стороны Москвы Лукашенко на очередной срок закончится для России полным фиаско и большими сложностями в ближайшие годы.