Картинка для Запада и сигнал Москве
Одним из наиболее примечательных результатов встречи президентов России и Белоруссии в Сочи становится антураж, создаваемый вокруг неё силами белорусской «общественности». Кавычки здесь уместны, поскольку налицо очередная попытка объявить общественностью не большинство граждан, а мизерное меньшинство.
На Украине, сравнения с которой в Минске не любят, игры с меньшинством привели к плачевным результатам: меньшинство при поддержке Запада осуществило вооружённый переворот и вот уже шесть лет пытается подмять под себя большинство, в том числе с помощью войны и репрессий.
А начиналось примерно с таких же заголовков, как ныне в «Хартии-97», – «Миллионы за свободную Беларусь».
И неважно, что никаких миллионов нет, их не было и в Киеве в 2014-м. Белорусская оппозиционная пресса даже число называет – семь миллионов (!!!) протестующих против углубления интеграции с Россией в рамках Союзного государства.
Эти 7 миллионов белорусов очень удивились бы, узнав, что они поддерживают антироссийские лозунги, в том числе откровенно русофобские. Например, плакат с цитатой из «героя национального движения Беларуси Ростислава Лапицкого»: «Если ты знаешь, что в этой хате заночует москаль – спали её! Если хлеб с этой нивы пойдет москалю – уничтожь ее!» И рядом плакат: «Ты беги, москаль проклятый, с белорусской нашей хаты. Ты беги аж до Кремля, меньше будет москаля!» Здесь же: «Нет русскому фашизму и бандитизму!» Так выглядят улицы белорусской столицы сегодня.
Не обошлось без «соседской поддержки»: рядом с англоязычным лозунгом «Belarus is not Russia!» (для кого это писалось?) – флаг запрещенной в России «Организации украинских националистов» (ОУН*).
Это первая особенность протестов, организованных в Минске. Никогда ранее меньшинство, прикрывающееся «миллионами», не высказывалось в Белоруссии столь агрессивно в адрес России и русских.
Белорусская пресса во время переговоров в Сочи была наполнена кричащими заголовками вроде «Союзному государству – осиновый кол» («Белсат», работающий в РБ за польские деньги). С призывами «поднимать всю Беларусь» в случае подписания нового Союзного договора вели трансляцию протестов «Радыё Свабода» и тот же «Белсат». Белорусские правоохранители относились к этому терпимо.
По мнению эксперта аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерия Карбалевича, одна из причин такого благодушия силовиков – договорённость с Западом о том, «что белорусские власти не берут новых политзаключённых, не бьют оппозицию на улицах и даже по возможности стараются не арестовывать, только штрафуют». Если так, для чего всё это официальному Минску? «Думаю, что власти косвенно использовали эту акцию в качестве козырной карты на переговорах с Россией», – считает Карбалевич.
Тут бы, пока не поздно, и вспомнить украинские уроки. Пример Януковича и его окружения (включая генералитет) показал, что в критический момент отстаивать конституционный строй и интересы большинства оказались морально готовы только внутренние войска, «Беркут», а этого оказалось мало.
Желание Минска рисовать пастораль для Запада и одновременно сигнализировать России об угрозе отказа от интеграции «под давлением общественности» оказывают огромное деморализующее воздействие на правоохранителей. Если всё это ради цены на нефть и газ, «как в Смоленской области», без политического союзничества, то белорусское руководство стало на опасный путь, в том числе для президента Лукашенко. Ничто не избавит президента Беларуси от клейма «диктатора», с которым митингующие против России и Союзного договора никак не связывают своё будущее.
«…Может пора всё же перестать потакать диктатору и услышать белорусов, которые сегодня под своими флагами на улицах скандируют «Незалежнасць!» и «Жыве Беларусь!». Это они смогут гарантировать и свою независимость, и вашу безопасность. Жыве Беларусь!» – пишет на своей странице в Facebook Андрей Санников, лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь».
Проявились на протестах и раскольники. «Мы молимся, чтобы Бог дал нам настоящую независимость, демократическое правительство и национальную церковь. Чтобы всё было белорусское: обучение на белорусском языке, история, культура наша, а не навязанная московской оккупационной властью, которая не регистрирует Белорусскую автокефальную церковь. В России же сказали, что украинский Томос для них – трагедия, а белорусская автокефалия будет смертью», – говорит участник минских протестов автокефалист Леонид Акулович.
«Независимость Беларуси под угрозой, а Лукашенко не может её гарантировать, так как именно он привёл государство в руки Москвы» – это один из главных тезисов новой общественной кампании в защиту независимости Беларуси «Свежий ветер».
То есть всё-таки ближайшая цель – Лукашенко. Дождутся, однако, президентских выборов или нет? На Украине дожидаться не стали…
«Итак, аншлюса, против которого протестовала (и будет протестовать) белорусская оппозиция, вчера в Сочи не случилось.
Это не означает, однако, что Лукашенко отбился от «углублённой интеграции». Коготок белорусской птички увяз глубоко. Москва не отстанет. Большинство дорожных карт, нацеленных на более полную реализацию союзного договора 1999 года, согласовано, правительствам поручено доработать остальное. Долгое время Минску удавалось саботировать неудобные пункты того соглашения (наднациональные органы, единая валюта и пр.), но в декабре прошлого года Москва устами премьера Дмитрия Медведева чётко дала понять: халява кончилась. Таким образом, все козыри на руках у Владимира Путина. Белорусскому руководителю придётся волей-неволей продолжать рискованную игру. Он – заложник ситуации», – нагнетает обстановку политический обозреватель Александр Класковский («Белсат»).
Устами политолога Юрия Дракохруста сочинскую встречу комментирует и «Радыё Свабода». Результат, мол, был предсказуем, говорил же Лукашенко «на хрена нам этот союз». За пустую бумажку Москва ничего не даст. «Следующий раз два руководителя встретятся 20 декабря… Есть теоретическая ненулевая вероятность, что уже вот тогда они все же договорятся и Лукашенко сдаст независимость. Но мне лично это представляется нереальным. А вот что реально, то это существенные ограничения на российские блага, и первая – более высокая цена на газ в новом контракте на поставки и транзит газа. Российские блага в обмен на белорусский суверенитет были для белорусов сыром в мышеловке. Сейчас мышеловка останется, но сыра будет меньше…»
Комментарий состоит из передёргиваний: интеграция – это «сдача независимости» (все 28 государств-членов Евросоюза тоже, стало быть, «сдали независимость»); Союзное государство – «мышеловка»; «российские блага» – только «в обмен на белорусский суверенитет» и т. д.
«Белорусский партизан» тоже пугает: «Если руководство страны подпишет некие документы, то процесс демонтажа белоруской независимости будет не остановить. Экономические рычаги интеграции очень быстро превратятся в политические. В течение года после подписания Беларусь утратит самостоятельность. В страну придут российские политические порядки, деньги, силовики и бюрократия. А это, в свою очередь, спровоцирует новый отток населения страны и фактически разрушит основы ещё не окрепшей нации на долгие годы».
При этом никто из критиков углублённой интеграции не может объяснить, чем она для Беларуси плоха. Рядом – Украина, которая разорвала и продолжает рвать связи с Россией, но кто скажет, что она стала более независимой, покупая втридорога российский газ в Европе? Или украинская нация окрепла от растущих тарифов, падения национальной валюты, закрытия предприятий, масштабной миграции?
Кроме слов «суверенитет», «независимость», «нация» противники интеграции никаких смыслов не производят. Для них абстрактная независимость выше интересов людей. Ситуация абсурдная: под боком у Беларуси Европейский союз, где существует глубокая интеграция, в том числе политическая. И тут же «независимая» Украина, которая в 2014 году отдала ключи от своего суверенитета Соединённым Штатам, но не получила взамен ни дешёвой нефти, ни дешёвого газа…
Однако в РБ отсутствует встречный поток информации. Никто не анализирует последствия украинского разворота от России к Западу. Никто не рассказывает белорусам о содержании углублённой интеграции в рамках Союзного государства, оставляя информационное поле противникам интеграции. Вот и повеяло «свежим ветром».
Противники российско-белорусского союза давно высказываются свободно. Вот, например, Арсений Сивицкий, глава белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований, близкого к МИД РБ: «Минск и Москва совершенно по-разному воспринимают программу интеграции и её конечные цели. Для Беларуси это, прежде всего, инструмент, с помощью которого можно создать так называемые единые рынки, единое пространство для движения капитала, товаров, рабочей силы. Для России углубление интеграции является способом ещё больше закрепить Беларусь в сфере своего геополитического влияния. Эти позиции по сути конфликтные, потому что стороны не пойдут на взаимные уступки. Следовательно, отказ от подписания программы интеграции будет означать переход на новый уровень эскалации напряжённости с Россией. С другой стороны, существует риск того, что, как только Минск согласится подписаться под программой, Москва сразу выкатит новые предложения, которые будут касаться уже интеграции не только в экономической, но и в военно-политической сфере. Тем более что Россия часто ссылается на договор о создании Союзного государства 1999 года, где речь идёт не только об экономической, но и о военно-политической интеграции». BISS (ещё одни стратеги) рекомендует «ненавязчивое» сотрудничество с НАТО; белорусский МИД во главе с Макеем не замечает угроз со стороны альянса, угнездившегося в Восточной Европе…
А вот и «свежий ветер» от военных – глава Генштаба заявил о готовности страны к совместным учениям с НАТО, если там будут понимать, что стратегический союзник Беларуси – Россия. Тоже картинка для Запада и сигнал Москве.
Арина Цуканова, ФСК