Паника, поднявшаяся в Соединенных Штатах по поводу одного-единственного российского разведывательного судна, до икоты перепугавшего американцев своими «беспорядочными маневрами» у берегов Флориды и Южной Каролины, является лишь частью той крайне нервной реакции, которую Вашингтон в последнее время проявляет в вопросах противостояния наших стран в военно-морской области.
Привыкшие считать себя абсолютными «владыками морей» парни, лихо бороздившие волны под звездно-полосатыми флагами испытали огромное удивление и громадное разочарование, убедившись в том, что больше таковыми не являются. Как же так вышло?
«Гонка авианосцев» продолжается. А смысл?!
Начиная свой рассказ, уже предвижу ту волну гнева и сарказма, которой обольют автора некоторые «особо продвинутые» читатели: «Да у них там авианосцы! А у нас... «Кузнецов» – и тот сгорел!» Ну, и так далее, в том же духе. Не буду за вас стараться, ребятушки. Сами напишете ниже, в комментариях. А я не могу не согласиться: да, увы, единственное авианесущее судно ВМФ России прямо-таки преследует злой рок. А в это самое время в Китае вчера официально введен в строй военного флота НОАК уже второй авианосец – «Шаньдун». Он же – первый корабль такого класса, построенный в Поднебесной самостоятельно, пусть и методом полного копирования советского «Варяга», так удачно в свое время прикупленного у Украины «по случаю». А на очереди уже китайские авианосцы проекта 002, более современные. Неделю назад такое же радостное событие произошло и в Королевском военно-морском флоте Великобритании, где на вооружение был принят второй авианосец серии Queen Elizabeth – Prince of Wales. Это судно, постройка которого была начата в 2011 году, наконец-то вроде бы «довели до ума». Остается пожелать британским морским волкам, чтобы новообретенный «Принц» выходил из строя хотя бы чуть пореже, чем его предшественница «Королева». Первый из современных авианосцев этой серии, напомню, пережил уже две серьезных поломки с момента спуска на воду в 2017 году. Сейчас находится у берегов США, где после ремонта корпуса проходит очередные испытания.
Соединенные Штаты в «авианосном вопросе» стабильно продолжают оставаться впереди планеты всей. На днях представители военно-морского флот США порадовали в социальных сетях своих соотечественников: в настоящее время 7 его авианосцев находятся «на плаву». Выбравшись, из бесконечных ремонтов и «расширенных обслуживаний», и покинув доки, они все-таки влились в состав тех флотов, к которым приписаны. Еще два месяца назад картина была далеко не столь оптимистичной - USS George Washington (CVN-73) и USS John C. Stennis (CVN-74) пребывали в процессе капремонта, USS Carl Vinson (CVN-70) и USS George HW Bush (CVN-77) проходили углубленное ТО, а USS Ronald Reagan (CVN-76) торчал в японском порту, не выходя в море. USS Harry S. Truman (CVN-75) и вовсе находился в непригодном к эксплуатации состоянии, «из-за электрической неисправности». Замкнуло видать что-то... Фактически, в готовности к несению миру демократии и «американских ценностей» пребывали только USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) и USS Gerald R. Ford (CVN-78). И вот, наконец, все оплоты военно-морской мощи США снова готовы бороздить волны и выполнять свои боевые задачи. Надолго ли? Как знать. Да это, впрочем, не столь уж и важно. В публикациях, не так давно вышедших в целом ряде авторитетных американских СМИ сделан совершенно однозначный вывод: новые вооружения России, фактически ставят точку на долгой и успешной истории «плавучих аэродромов», переводя их из категории непобедимой ударной силы в разряд просто очень больших мишеней...
«Цирконы» решают все
Сразу уточню: примерно одинаковые аналитические материалы по данному поводу, явно не сговариваясь опубликовали такие уважаемые СМИ, как Military Watch Magazine, The Drive и даже Forbes. Ну, никак не «кремлевская пропаганда»! И все они в один голос утверждают: с принятием Россией на вооружение гиперзвуковых противокорабельных ракет 3M22 «Циркон» с дальностью действия до 1000 километров и скоростью полёта 8−9 Махов баланс сил в мировом океане меняется самым кардинальным образом – и вовсе не в пользу США и их союзников. Военные аналитики, цитируемые американской прессой, скрепя сердце признают: шансов против новых «ужасающих» русских ракет нет ни у одного современного военного корабля. Для защищающей боевые суда Североатлантического блока системы противоракетной обороны Aegis «непосильной» является скорость цели уже в 3 маха. О вероятности перехватить «Цирконы», превышающие ее раза в три и говорить не приходится. Без вариантов... К невероятным скоростным показателям (за минуту ракета «прошьет» около 200 километров!) добавляются еще и исключительные способности к маневрированию в процессе полета, радиолокационную малозаметность и прочие смертоносные «прелести». Согласно выводу, сделанному тем же Military Watch Magazine, одного-единственного попадания «Циркона» с лихвой хватит, чтобы пустить ко дну любой из авианосцев ВМФ США, попросту разорвав его пополам, как картонную коробку. А ведь предупреждали же! Однако даже при постройке и вводе в эксплуатацию новейшего, атомного USS Gerald R. Ford «гиперзвуковая опасность» во внимание принята не была. И зря...
В результате ВМФ США получил судно с системой ПРО, совершенно неспособной противостоять тем же «Цирконам» или, допустим, их китайским аналогам. Понадеялись, понимаете, на «стелс-технологию», которая скроет авианосец от вражеских радаров. «Невидимка» водоизмещением в 100 тысяч тонн и в четыре сотни без малого метров длиной – это что-то... Если учесть, что дальность полета наших ПКР превышает радиус действий палубной авиации раза эдак в два, то возникает вопрос: а стоило ли создавать такую роскошную плавучую братскую могилу за 17 миллиардов долларов с лишним?! Тем не менее, в Пентагоне от авианосных планов отказываться не собираются и грозятся до 2034 года спустить на воду еще четыре судна серии Gerald R. Ford. Ну, флаг, как говорится, в руки... «Цирконов» за это же время мы точно успеем больше понаделать. На всех хватит. Кстати, американские эксперты прекрасно понимают, что так перепугавшая их ракета в случае ее морского базирования (на тех же и многоцелевых АПЛ, больших противолодочных кораблях или даже новейших корветах проекта 20 385 «Гремящий») применена может быть отнюдь не только по их кораблям, но и по тем самым «центрам принятия решений», насчет которых так откровенно выразился в свое время Владимир Путин. Два-три боевых судна с тремя-четырьмя десятками «Цирконов» в соответствующих частях Тихого и Атлантического океанов – вот, собственно, и все, что потребуется для того, чтобы от этих самых центров остались только радиоактивные воронки. Успешная реализация проекта гиперзвукового оружия «открывает для России и ее союзников прямой путь к установлению нового регионального порядка». Это, повторюсь мнение американских экспертов и журналистов.
Старые стратегии больше неактуальны
Впрочем, не «Цирконами» едиными... Вывод, вынесенный в подзаголовок, был озвучен аналитиком вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) Эндрю Метриком на страницах журнала Военно-морского института США Proceedings (тоже, согласитесь, ни разу не «рупор Кремля»!). Сделал он его в процессе «разбора полетов» по поводу действий сил НАТО во время проходивших в конце осени нынешнего года на северных морских рубежах нашей Родины масштабных учений подводных лодок ВМС России. Полетов и вправду было много – с 25 октября по 7 декабря в небе над Атлантикой барражировали боевые и разведывательные машины противолодочной авиации США, Канады, Норвегии, Франции. 13 самолетов совершили более 40 вылетов, пытаясь отследить возможные пути следования российских подлодок и места их нахождения вдоль так называемого Фареро-Исландского рубежа, раскинувшегося в океане от Гренландии до Исландии и Великобритании. Ранее эта черта считалась «красной линией», которую наши подводники должны непременно пересечь для того, чтобы вырваться на оперативный простор северной Атлантики и гарантировано наносить прицельные ракетные удары по судам и военным объектам НАТО. Однако теперь, как утверждает тот же Эндрю Метрик, «стоять насмерть» на Фареро-Исландском рубеже попросту не имеет смысла! Русские субмарины при необходимости могут разнести в пух и прах, как минимум те объекты Североатлантического альянса, что расположены в Европе, вовсе не заходя за него!
Крылатые ракеты «Калибр» с дальностью поражения целей в почти 2 с половиной тысячи километров, которыми вооружены те же АПЛ проекта «Ясень» могут быть выпущены из российской акватории Норвежского и Баренцева морей и гарантировано «накрыть» стратегические порты НАТО. Тот же немецкий Бремерхафен, к примеру, через который «в случае чего» будет вестись переброска основной массы войск США в Европу. «Нормандской высадки» образца ХХІ века, скорее всего, не получится. При нынешнем уровне развития вооружений, считает Метрик, российский военный флот контролирует Старый Свет целиком и полностью, а все старые стратегии по «противостоянию» его действиям генералы и адмиралы Альянса могут, простите, вышвырнуть на помойку. Впрочем, сами они так не считают. 7 ноября нынешнего года в Гамбурге руководителями ВМС Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и Нидерландов было подписано очередное соглашение, направленное, как говорится в его тексте на «сдерживание российской угрозы в регионе Северного моря и Ла-Манша». Происходил этот саммит в рамках деятельности консультативного органа НАТО – Channel Committee (CHANCOM), созданного еще в годы «холодной войны» для обеспечения безопасности морских коммуникаций Альянса в этом регионе. Стали ли учения наших подводников своеобразным ответом на этот демарш? Каждый волен трактовать так, как ему более нравится. В конце концов, мы суверенная держава мирового уровня и где хотим, там учения и проводим.
К примеру, в конце декабря 2019 – начале января 2020 года военно-морские маневры наших кораблей совместно с силами ВМС Китая и Ирана пройдут в Индийском океане. Как заявлено официально – для укрепления региональной безопасности и предупреждения пиратства. Хотя и морскому ежу понятно, что корчи от самого факта этих учений бить будут не каких-то там местных флибустьеров, а командование Пятого флота ВМС США. «Кузнецова», конечно, жалко. Однако утверждать на основании постигшей это судно печальной судьбы не стоит, право, утверждать, что «Россия утрачивает статус морской державы» и делать тому подобные пораженческие выводы. Уж если американцы не стыдятся признавать, что считают совершенно по-другому, нам в уныние впадать точно не к лицу.
Автор: Александр Неукропный