Резня в Казахстане: Восемь погибших — это только начало?
На фото: полиция Казахстана. Архивное фото (Фото: Анатолий Устиненко/ТАСС)
Власти Казахстана выясняют причины массовых беспорядков, произошедших на юге республики в ночь на 8 февраля. По предварительной версии, причиной столкновений, в ходе которых восемь человек были убиты и сорок ранены, стал бытовой случай, переросший стараниями провокаторов «в межэтническую плоскость».
По данным МВД Казахстана, трагическим событиям предшествовала групповая драка между жителями села Масанчи Кордайского района (Жамбылская область), в которой участвовало около семидесяти человек. Кто-то снял побоище на телефон и выложил видео в социальных сетях. Вскоре после этого из соседних населенных пунктов в Масанчи прибыли еще триста человек, и начались массовые беспорядки, перекинувшиеся затем на близлежащие поселки Аухатты и Булан-Батыр.
Участники поджигали дома, разбивали автомобили, забрасывали правоохранителей камнями и металлическими предметами. Двое полицейских получили огнестрельные ранения.
Ситуация фактически вышла из-под контроля. И к моменту, когда конфликт все же удалось локализовать, число жертв составило восемь человек, еще сорок получили ранения разной степени тяжести. Причем, десять пострадавших обратились за медпомощью в больницы соседней Киргизии.
Кроме того, «в результате хулиганских действий, сопряженных с поджогами», участники драки повредили 30 частных домов, а также «15 объектов торговли и 23 автомашины». Задержано 47 участников беспорядков.
Что именно за конфликт на бытовой почве привел к подобным трагическим последствиям, пока не сообщается. Известно, что на данный момент открыты два уголовных производства по статьям «Организация и участие в массовых беспорядках», а также «Убийство». Следственные органы устанавливают зачинщиков и участников погромов.
Распоряжением президента страны Касым-Жомарта Токаева создана правительственная комиссия по ликвидации последствий событий в Кордайском районе.
Ей предстоит «выяснить основные причины конфликта», а также обеспечить оперативное решение вопросов социально-экономического и гуманитарного характера". В частности, совместно с администрацией Жамбылской области «организовать похороны погибших, оценить размер ущерба и принять план восстановления собственности пострадавших, оказать помощь семьям погибших и раненых».
«Сейчас важно успокоить население… Генеральная прокуратура должна провести необходимые следственные мероприятия и привлечь к ответственности лиц, призывающих к межнациональной розни, распространяющих провокационные слухи и дезинформацию», — подчеркнул лидер Казахстана.
Он также выразил соболезнования родным и близким погибших граждан.
Не хочется, конечно, вдаваться в конспирологию, но как-то подозрительно все совпало с недавним вояжем по постсоветским республикам госсекретаря США Майка Помпео. А также с новой стратегией Вашингтона в отношении стран Центральной Азии, в соответствии с которой американцы собираются продвигать туда демократические реформы. Чем это обычно заканчивается, мы знаем…
Прокомментировать последние события на юге Казахстана «СП» попросила гендиректора Института региональных проблем, политолога Дмитрия Журавлева:
— Я как-то был в Нур-Султане и видел на дверях поликлиники необычное объявление — «Выпускников Чимкентского медицинского на работу не берем». Чимкент — это столица юга Казахстана.
Понимаете, юг — это отдельный мир. Даже казахов южных называют «черные» казахи. И остальные казахи не до конца и не совсем считают их своими. Есть целая теория, откуда они взялись — якобы каким-то образом до Казахстана добрели берберы, которые, в конце концов, там осели… Не берусь судить, правда ли это. Но мне так рассказывали казахские историки.
«СП»: — Но, вроде как, в районе, где произошли беспорядки, проживают дунгане — мусульмане-сунниты, чьи предки перебрались в Среднюю Азию и Казахстан из Китая после подавления Дунганского восстания в 19 веке…
— Вполне возможно. В любом случае, это очень своеобразная часть страны. Чуть с другой культурой, с более низким уровнем жизни, с откровенно низким уровнем образования. Чуть с другой экономикой. И поэтому — да, там могло быть столкновение между казахами и «черными» казахами.
Во-вторых, недалеко Киргизия. Киргизско-казахские отношения, это, как российско-украинские, только гораздо более жесткие. То есть, кроме дунган могли быть и столкновения с киргизами. Недаром, там какие-то люди оказались в больнице в Киргизии. Как они туда попали? Они уехали туда после известных событий или живут в Киргизии?
Скажем так, существует социальное своеобразие этого региона, которое, к сожалению, дает некоторую возможность для провокаций подобного характера.
Ну, во-первых, это киргизско-казахские отношения. Во-вторых, состояние южных регионов, которые одни из самых неразвитых в Казахстане. Относительно, конечно, есть в мире регионы еще менее развитые, но по сравнению с Нур-Султаном и Алма-Атой это глубокая провинция.
Сами понимаете, чем люди менее культурные, да еще недовольные своей жизнью, тем легче их спровоцировать. Естественно, в этой ситуации два этих аспекта сошлись в одном.
Это, так сказать, в целом…
Кроме того, конечно же, американцы очень хотят подмять под себя Казахстан.
«СП»: — Зачем им подминать под себя Казахстан?
— Казахстан вместе с Узбекистаном, это, во-первых, ключевые страны в Центральной Азии. Кроме того, это единственные свободные страны. Потому что Киргизию и Таджикистан давно уже «скушал» Китай, и он их назад уже не выплюнет. И Туркмению, наверное, тоже, просто Туркмения настолько закрытая страна, что утверждать я не берусь…
И, конечно, американцы торопятся. Потому что, если экономическая экспансия Китая поглотит эти две страны — Казахстан и Узбекистан, — у американцев там опорной точки уже не будет никакой.
Используют ли Штаты беспорядки, чтобы добиваться поставленных целей? В принципе, используют. Использовали ли сейчас? Может быть…
Просто Казахстан, пока президентом был Назарбаев, обладал некой свободой маневрирования — так называемая многовекторная внешняя политика, которую Нурсултан Абишевич все время декларировал.
Потому что у Казахстана кроме хороших отношений с Россией, в действительности, и с США хорошие отношения. Прекрасные отношения с Великобританией. И как я понимаю, очень симпатичные отношения с Германией — немцы очень много денег в Казахстан вложили еще в 90-е.
То есть, Казахстан может не висеть в этой «распорке» — либо друг России, либо — США. У него есть больше возможностей занять некую промежуточную позицию, чем у любой другой страны.
Возможно, американцы использовали эту историю — в смысле, спровоцировали весь этот конфликт — для давления на нового президента Токаева. Очень может быть. Но, может, и нет… По той простой причине, что сильно надавишь, еще хуже может получиться.
В Узбекистане, кстати, такой момент был, когда после Ошского инцидента американцев просто выслали. От всего посольства один военный атташе оставался — я был тогда в Ташкенте и все это видел.
В данном случае, мне кажется, не то что основания естественные, но естественные условия для этого конфликта были и раньше. Конечно, его, наверное, кто-то подогрел. Но кто? Президент Киргизии? Президент США? Китай?
«СП»: — Причем здесь Китай?
— Казахи очень обеспокоены именно китайской экспансией. Но если бы американцы могли им гарантировать защиту от экономической экспансии Китая (Пекин ведь танки туда не пошлет), то, наверное, Казахстан с американцами договорился. А казахи, как люди практичные, понимают, что защитить их от Китая, скорее, сможет Россия, чем Америка. Америка — далеко.
Никто не ставит под сомнение могущество США, но они же там авианосец в центре Алма-Аты не поставят. Военные базы американские в Казахстане, это, как теперь молодежь говорит, «стрёмно». Еще может получиться потом, что китайцы и русские, это был лучший вариант.
Казахи не очень хотят иметь военное присутствие на свое территории кого бы то ни было. И в этом сложность ситуации.
Поэтому очень возможно и логично, что это американская провокация. Но, может быть, и просто очень удачное для американцев стечение обстоятельств.
Потом, понимаете, сейчас же не Назарбаев…
И дело вовсе не в том, что новый президент плох — у Токаева, как дипломата, как международника, широкий западный взгляд на мир. А в том, что новый, значит, более слабый. То есть, здесь возможны и внутренние какие-то провокации, причем, на том уровне, который мы не знаем. Если ему присягнули как президенту, это не значит, что все элитные группы хотят, чтобы он был президентом.
Я не говорю, что Назарбаев хочет как-то поломать авторитет Токаева. Если бы он хотел, он бы его не выбрал в качестве преемника. Но то, что не все элиты казахские думают так же, такое возможно.
На самом деле, Назарбаев — это была великая удача Казахстана. Он воспринимался изначально, как безальтернативная фигура. Все противоречия, всю борьбу за власть он успел провести еще при стабильном Советском Союзе. И в момент развала СССР вариант — Казахстан без Назарбаева — никем не рассматривался.
У Токаева ситуация иная.
«СП»: — Поясните.
— Ну, здесь возможны очень разные действия, не только от американцев. С другой стороны, американцы могли «благословить» какую-то там «ползучую оппозицию», скажем так, пощекотать нервы президенту и показать ему границы его возможностей. Таким образом, как-то подвинуть его к более активным поискам союза с США.
В конечном счете, Помпео, он же тоже не Эйнштейн, его потолок — командир танкового батальона. Которым он и был. Поэтому он, конечно, мог какую-то откровенную глупость сделать, вроде провокации беспорядков.
Но я бы еще более внимательно посмотрел, если бы беспорядки были на западе. У них есть так называемая Западно-Казахстанская область, где нищета полная, но 90% всех богатств Казахстана находится. Но там все спокойно. Полыхает - на юге.
Виновных, конечно, назовут, и причины беспорядков расследуют. Однако даже когда появятся результаты, мы не можем быть стопроцентно уверены, что они имеют отношение к реальности. Это — Восток.