На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Американские авианосцы спасаются каннибализмом

Американская пресса набросилась на красу и гордость США – на собственные авианосцы. Чего в этом выпаде больше – нового всплеска лоббистской войны или начинающегося осознания, что против русских гиперзвуковых ракет эти монстры уже не играют?

Один из наших исследователей-африканистов, ради своих этнографических целей проживший чуть ли не полгода среди самых натуральных пигмеев, рассказывал, как те охотятся на слонов.

Ещё раз. Пигмеи. На слонов. Самые мелкие человеки на планете против самых крупных наземных животных. К тому же не на антилоп каких-нибудь, а на весьма умных для животного мира созданий.

А пигмеи, во всяком случае те, среди которых жил этнограф, – ребята, не отягощённые огнестрельным вооружением. До знакомства с европейцами они, если кто не знает, даже огня добывать не умели. Так и носили с собой сплетённые из растений «ящички» с угольками, словно герои детской книжки «Борьба за огонь».

Так вот, чтобы завалить слона, мелкие охотники, которые, кстати, до сих пор ведут тысячелетнюю войну с обезьянами, считая тех злыми лесными людьми, не нападают на него всем скопом. Тем более что слоны редко бродят поодиночке. Просто один или парочка пигмеев приближаются к не ожидающему от этой мелочи подвоха гиганту, подрезают ему сухожилия на ногах, после чего отходят в сторону. И слон – тоже отходит. Пока не падает, удивляясь, отчего это у него задние ноги отказывают.

Ну, а потом весёлые пигмеи месяц насыщаются его мясом, показывая на надутые животы завидующим мартышкам. Вернее, бабуинам, если быть точным.

Как «завалить слона» в море

Эта этнограмма, увиденная нашими путешественниками в натуре, может служить прямо-таки полной иллюстрацией того, как будет выглядеть ликвидация американской авианосной группы (АУГ) гиперзвуковыми ракетами, коли до этого дойдёт дело.

Ведь как теоретически представляется сегодня возможное столкновение с АУГ? Примерно как начальное создание или демонстрация угроз с воздуха и с поверхности воды. Скажем, подлетают к периметру оборонительного овала группировки Ту-95МС или Ту-22М3.

Ещё где-то в трёх сотнях километров американским РЭБовцам заплетает нервы радиообмен на русской эскадре, в котором сквозь привычный частокол мата непривычно часто пробиваются слова «гранит» или «восьмисотые» – и вообще русские ведут себя возбуждённо, хотя и не доводят дело до облучения прицельными радиолокаторами боевых систем. А в это время по законно нервничающим американцам наносят удар затаившиеся ударные подлодки.

Ну, или как-то похоже.

Но теперь подобная «охота на слона» отходит в прошлое. Современные системы вооружения наконец-то поднялись до уровня кремнёвого ножика пигмея. И речь идёт о гиперзвуковых ракетах.

Не надо никаких отвлекающих или, наоборот, тихих потайных манёвров. Просто кувыркается в голубом небе самолётик, похожий на МиГ-31, но с объёмной тушкой под брюхом. Потом он эту «тушку» роняет, и та, прилетая на скорости и траектории, где американцы ей ничего противопоставить не смогут, – если вообще заметят, – просто и незатейливо главного «слона» в стаде и валит.

Или же с 400 километров, то есть заведомо вне пределов обнаружения (а также последующего настижения с целью отмщения), с затаившейся субмарины прилетает несколько «Цирконов». Тоже гиперзвуковых и тоже неуязвимых для современных перспективных американских средств противоракетной обороны.

Или же все вместе: МиГи по «слону», а «Цирконы» по «слонятам» других кораблей в АУГ.

В общем, пусть и крайне приблизительно изложено, но всё равно понятно, что для этих условий авианосцы – это оружие прошедшей войны. К которой всегда готовятся генералы и адмиралы, в то время как на пороге стоят самые неожиданные сюрпризы.

Бедные неходячие авианосцы    

Вот с этих позиций, кажется, и стоит расценивать опубликованное в американском издании Military Watch сообщение о нынешнем состоянии авианосцев ВМС США. Вкратце картина описывается так.

Всего таких кораблей на вооружении находится 11 единиц водоизмещением по 100 000 тонн каждый. Из этого количества 10 кораблей несколько устаревшего класса Nimitz и один новый авианосец современной конструкции класса Gerald Ford.

Все военные корабли имеют ядерную энергетику, интегрируют передовые системы запуска катапульт и развёртывают широкий спектр самолётов – от бортовых платформ раннего предупреждения и управления E-2 Hawkeye до электронных ударных самолётов E/A-18G,

– рассказывает издание.

Однако при ближайшем рассмотрении замечаются очень большие проблемы. Обслуживать этот флот стоит огромных затрат, причём затраты возрастают, поскольку те же Nimitz`ы стареют, как назло, а потому всё чаще требуют ремонта. Дошло до того, что в настоящий момент аж 6 этих монстров находятся на ремонте! Прямо на базе в Норфолке. И перспективы впереди всё больше унылые, так как вопросы техобслуживания едва ли предполагают решение в ближайшем будущем.

Дело действительно дошло до того, что недавно, в сентябре, АУГ авианосца «Гарри Трумэн»/ Harry S. Truman (CVN-75) ушла в поход… без авианосца. У того возникли сложные проблемы с электрооборудованием – в системе распределения электроэнергии. Точнее, они возникли ещё тогда, когда этот корабль обстреливал крылатыми ракетами Сирию в 2017 году, но справиться с ними не удалось и по сей день.

В общем, на этом фоне американский адмиралитет был вынужден сказать новое слово в военно-морской стратегии – создать вместо АУГ некую ГДП – группу действия на поверхности (SAG – surface action group). Без авиакрыла и её носителя.

В составе группы вышли эсминцы USS Lassen (DDG-82), USS Farragut (DDG-99) и USS Forrest Sherman (DDG-98) – это эсминцы УРО класса Arleigh Burke, а также ракетный крейсер USS Normandy (CG-60) класса Ticonderoga. Крыло из 44 самолётов призван заменить отряд вертолётов ПЛО MH-60R.

Спору нет – звери те ещё, достаточно грозные и зубастые. Но, скажем так, тень силы они отбрасывают достаточно ущербную. Ухмылки вызывающую. Причём первыми осознают это сами американские морские начальники. Так, вице-адмирал Эндрю Льюис, командующий 2-м флотом, словно покусанный украинскими пропагандистами, сумел в одном выступлении соединить и перемогу, и зраду. «Полноценная, очень способная группа собирается ответить на призыв нации в этом великом соревновании сил», – заявил он о чём-то непонятном, но явно великом. Но закончил словами: «Положение дел с "Трумэном" откровенно неудачное. Никто не хотел, чтобы произошло это несчастье. Но у нас всё ещё есть огромный потенциал».  

Никто и не спорит относительно огромного потенциала американского флота. Но вот словосочетание «всё ещё» – по всем признакам и правилам любого человеческого языка обозначает неудачу, провал и поражение, замазываемое жалким лепетом про какие-то остатки чего-то там… Особенно на фоне классического для англосаксов залихватского утверждения Льюиса: «Авианосец – это чудовище. Он появляется у ваших берегов, и, если вы не наш друг, вы быстро становитесь нашим другом».

Хороши такие друзья, да. Впрочем, сам же адмирал на крепость такой «дружбы» уже не сильно рассчитывает после афронта с «Трумэном»: «Нет никаких сомнений, что этот эффект теряется с меньшими кораблями».

Цена американской дружбы…

А тут ещё гиперзвуковые ракеты, как ножики у пигмеев на охоте за слоном…

Автор:
Цыганов Александр

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх