Куда ведёт расширение Трампом понятия «терроризм»
18 апреля в Иране отметили День армии, в крупнейших городах страны были проведены военные парады, главный из которых с участием президента Хасана Роухани и высшего командного состава армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР) состоялся в столице, у мавзолея имама Хомейни, основателя Исламской республики.
Выступая на церемонии, президент ещё раз осудил враждебную Ирану американскую политику и назвал недавнее решение США о признании КСИР террористической организацией «беспрецедентным шагом, противоречащим международным нормам». Роухани подчеркнул, что «оскорбление КСИР – это оскорбление всех (иранских) вооруженных сил, оскорбление великой иранской нации».
Напомним, что 15 апреля уведомление, опубликованное в Федеральном реестре США, официально внесло КСИР в список иностранных террористических организаций. Однако Тегеран показал, что и в этой ситуации он может остаться в выигрыше.
Объявление КСИР террористической организацией не получило международной поддержки, а у иранцев лишь вызвало новый взрыв антиамериканских настроений. На этом фоне рассуждения Брайана Хука, специального представителя США по Ирану и старшего политического советника госсекретаря Помпео, опубликованные в The New York Times, выглядят крайне забавно.
По мнению Хука, иранцы процветают повсюду в мире, если только они живут не в Иране. Хук советует иранскому руководству не финансировать национальную оборону, а инвестировать в людей. США добиваются роспуска КСИР и отказа от дорогостоящих программ развития иранского ракетного потенциала. Американский спецпредставитель по Ирану уверен, что иранцы оказывают давление на режим изнутри и хотят, чтобы другие страны поддерживали их давлением извне. Хук обещает, что Америка раскошелится для иранцев: уменьшит загрязнение воздуха в Тегеране, построит дома, выдерживающие землетрясения в Керманшахе, предоставит новые медицинские услуги ветеранам ирано-иракской войны, восстановит уровень воды в озере Урмия и реке Зайанде. Одним словом, без США у иранского народа жизни не будет.
Вот только иранцы так не считают. В оказании чрезвычайной помощи людям, пострадавшим от недавних стихийных бедствий, главную роль сыграли армия и КСИР. Именно военнослужащие КСИР, которых Трамп объявил террористической организацией, помогли людям после недавних наводнений в Иране. А что США?
Администрация Трампа добивается смены режима в Иране. В Белом доме и не скрывают, что главной целью давления на Тегеран остаётся создание экстремальных условий для населения, помощь иранцам, пострадавшим от недавних наводнений, здесь исключена.
США ничего не достигли в попытках свержения исламского режима, но и нет у них и намерения отказаться от враждебной политики в отношении Тегерана. Трудно представить, что Трамп и его окружение согласятся принять статус-кво Ирана как одного из региональных лидеров. Все последние президенты США проводили эту антииранскую политику, и пока у Ирана есть независимость, Вашингтон будет искать пути к демонтажу Исламской республики.
Сейчас США стремятся к созданию широкого антииранского объединения арабских государств. Наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман 15 апреля встретился с главой Центрального командования США (CENTCOM) генералом Кеннетом Маккензи для обсуждения сотрудничества между двумя странами в борьбе с терроризмом. Об этом сообщила The Washington Times, отметившая скрытый характер подготовки этих переговоров после принятия Конгрессом США закона о прекращении поддержки саудовцев в войне с Йеменом.
Обе стороны воздерживаются от раскрытия содержания договорённостей, но аналитики проявляют повышенный интерес к вероятным сценариям совместной «борьбы с терроризмом» Вашингтона и Эр-Рияда. Преобладает суждение, что обстановка на Ближнем Востоке осложнится ещё больше.
Идея объявить КСИР террористической группировкой обсуждалась в США со времён администрации Джорджа Буша-младшего, но всегда отвергалась военным руководством, в том числе Центральным командованием США, которое продолжает операции в Афганистане и Ираке. Сегодня КСИР регулирует движение товаров на границах Ирана с Ираком и Афганистаном, координирует сотрудничество в области безопасности, служит основным каналом для обращения к иранским властям в Тегеране. Без КСИР не обойтись. Военные в CENTCOM это понимают.
Вызывает удивление и то, что генералу Кеннету Маккензи, назначенному на должность командующего CENTCOM в конце марта, поставлена задача сотрудничать с Саудовской Аравией, чтобы сдерживать Иран. Это лишь увеличивает вероятность незапланированного военного конфликта с силами КСИР в Персидском заливе.
Риск становится особенно большим после принятия 16 апреля иранским парламентом законопроекта, признающего CENTCOM террористической организацией. На решительный настрой иранских политиков указывает то, что закон получил сокрушительную поддержку законодателей: 254 голоса за и только два против. Содержание закона не оставляет сомнений в том, что иранцы сосредоточились на высокой вероятности войны, и Америке нужно готовиться к этому.
Новый закон требует, чтобы правительство решительно ответило на действия американских войск, которые ставят под угрозу интересы Ирана, и обязует вооружённые силы принимать превентивные меры против США, когда необходимо. Это означает, что можно ударить и первыми. Документ предписывает также собирать сведения о руководстве CENTCOM и войсковых частей, находящихся под его командованием. Кроме того, Иран намерен использовать свои политические, юридические и дипломатические возможности для закрытия баз США в регионе.
Итак, США получили зеркальный ответ на свою инициативу по КСИР. Произвольное расширение Трампом понятия «терроризм» ведёт к тому, что тысячи американских военнослужащих на Ближнем Востоке будут теперь рассматриваться как «террористы».
Николай Бобкин, ФСК