Россия найдет другие маршруты для «Северного потока-2», если Дания не даст разрешения на его прокладку в своей исключительной экономической зоне (ИЭЗ). Об этом 2 октября заявил президент Владимир Путин.
«Дания — маленькая страна, она подвергается сильному давлению. Это от нее зависит, сможет ли она проявить свою независимость и показать, что она обладает суверенитетом, или нет.
Если нет, есть другие маршруты. Это будет дороже и немножко нас отодвинет, но проект, я думаю, будет реализован», — заверил глава государства на сессии в рамках «Российской энергетической недели».Ранее 2 октября о том, что Россия рассматривает варианты маршрута в обход датской ИЭЗ, последовательно заявили глава Минэнерго Александр Новак и председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков.
«Если не согласуют — обойдем, обойдем экономическую зону Дании, будет дольше, будет дороже, но это же газ для Европы, и странно, что вот такая ситуация сейчас происходит», — сказал Зубков.
Напомним, завершение строительства газопровода к 1 января 2020 года, не говоря о его запуске в эксплуатацию, гарантировано сорвано из-за отсутствия необходимых разрешений Дании.
Датские власти затягивают решение вопроса с апреля 2017 года, и последовательно отвергли заявки «Газпрома» по двум вариантам маршрута. Теперь рассматривается третий вариант — в исключительной экономической зоне к юго-востоку от Борнхольма. Отказать в прокладке по нему газопровода Копенгаген может по единственной причине — несоответствия проекта требованиям экологии.
Такая экспертиза занимает до полугода, и на сегодня сроки ее одобрения неизвестны. Это играет на руку Киеву, и вынуждает «Газпром» согласиться на прокачку через Украину существенно больших объемов газа, чем он исходно планировал.
В такой ситуации Путин, возможно, решил разрубить гордиев узел — проложить трубу в обход Дании, несмотря на потери.
Чисто технически, обойти датскую ИЭЗ можно либо через шведскую, либо через польскую зоны. На практике на согласие Варшавы рассчитывать не приходится. Достаточно напомнить, что в сентябре польский президент Анджей Дуда посетил США, где встретился с Дональдом Трампом. Оба лидера сошлись во мнении, что «Северный поток-2» является угрозой энергетической безопасности Европы, и обсудили, как «наилучшим образом остановить проект».
Значит, остается Швеция. Обход через шведскую ИЭЗ потребует удлинения маршрута — по предварительным оценкам, как минимум на 100 км или 8% морской части проекта. Это приведет не только к удорожанию самого газопровода, но и к росту затрат на его эксплуатацию.
Еще более существенен другой момент. Такая прокладка потребует проведения новых изысканий и получения новых разрешений от властей Швеции и Германии. Берлин в этом случае не сможет действовать иначе, несмотря на свою заинтересованность в «Северном потоке-2», поскольку маршрут в немецкой ИЭЗ также будет изменен.
В итоге задержка со вводом «Северного птока-2» в эксплуатацию, по мнению аналитиков, может составить год и более.
Пройдет ли газопровод шведским маршрутом, и что это меняет для Киева, Москвы, Брюсселя и Вашингтона?
— «Газпром» прежде всего дождется решения Дании, — считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Принципиально, что Копенгаген не отказывает в прокладке трубы — он просто затягивает выдачу разрешения. Поэтому сейчас нет смысла срываться и строить новый маршрут, который затянет ввод газопровода на год. Проще, действительно, дождаться ответа от датских властей. Это позиция и компании Nord Stream 2 AG (оператора проекта), и самого «Газпрома».
Тем более, на сегодня все стороны понимают: нужно продлевать украинский транзит. Мощностей, позволяющих его полностью заменить, на сегодня не существует. Это значит, компромисс придется искать, и новый транзитный контракт будет так или иначе подписан.
По сути, на сегодня срок ввода «Северного потока-2» перестал быть критическим. Это не та ситуация, когда нужно биться головой об стену, но достроить трубу до конца 2019 года любой ценой.
«СП»: — Дания может тянуть до последнего, а потом отказать в строительстве «Северного потока-2»?
— Нет, не может, поскольку датчане в свое время дали разрешение на прокладку первого «Северного потока». Он давно работает, и никаких претензий ни у кого не вызывает. Это означает, что повода для отказа у Копенгагена просто нет.
Датчане затягивают выдачу разрешения, поскольку на них оказывается давление со стороны США. Но, с другой стороны, есть давление Германии, которая прямо заинтересована в строительстве газопровода.
Словом, рано или поздно разрешение Дания выдаст, и «Северный поток-2» будет достроен. Это неизбежно даже по единственной причине: в случаях, когда проект реализован более чем на 80%, его уже невозможно прикрыть.
«СП»: — «Газпром» подал заявку на прокладку по маршруту к юго-востоку от Борнхольма в апреле, а экологическая экспертиза занимает три-шесть месяцев. Получается, Дания должна выдать заключение в октябре. Или дело снова пойдет взатяг?
— Надо понимать, что все разрешительные документы датской стороной де-факто давно подготовлены. Эти бумаги полностью аналогичны тем, которые выдавались при строительстве «Северного потока-1»: маршрут практически тот же самый, что там дополнительно проверять? Но могут ли датчане и дальше затягивать с выдачей разрешения, никто не понимает. В этом и заключается проблема.
На самом, никто не думал, что можно сроки так сильно затянуть. Все понимали, что датчанам можно поторговаться, выбить для себя какие-то уступки от той же Германии. Но сейчас-то — куда еще дальше тянуть? Где край?!
«СП»: — Считается, что Копенгаген затягивает с разрешением, потому что на него давит Вашингтон. Какие преференции Дания получит от США за свою проамериканскую позицию?
— Никакой внятной информации на этот счет нет. Не исключаю, что американцы что-то датчанам обещают, но в публичной сфере об этом никто не говорит.
«СП»: — Как будет теперь решаться вопрос по украинскому транзиту? Киев выделит ГТС из структуры «Нафтогаза» (ГТС при этом останется государственной собственностью Украины), и на новую структуру будет распространяться европейское энергетическое законодательство — «Газпром» сможет осуществлять поставки путем бронирования транзитных мощностей?
— Да, украинское правительство приняло принципиальное решение — передать ГТС в специализированную структуру, которая будет управлять газотранспортной системой. Более того, украинские власти обещает реально передать ГТС до конца 2019 года, и даже пытаются подписывать контракты с европейскими трейдерами от лица новой компании.
Посмотрим, что из этого получится. И как быстро та же Европейская комиссия утвердит эти решения.
Возможно, ГТС действительно получится передать быстро, и в 2020 году «Газпром» сможет иметь дело уже с новой компанией. Нам в данном случае остается только наблюдать за развитием событий — от России здесь ничего не зависит.
«СП»: — ЕК проводит в Европе политику в интересах США. Комиссия может, со своей стороны, затормозить процесс выделения украинской ГТС под управление новой компанией?
— Наоборот, ЕК говорит о своей заинтересованности в поставках газа через Украину по европейским правилам. Сейчас внутри «Нафтогаза» и добыча, и продажа, и подземные хранилища, и труба — все в одном котле. Если же ГТС из него выделят, ситуация с затратами и тарифами на транзит станет намного более прозрачной. Это на руку и Европе, и «Газпрому».
— Шведский вариант обхода вполне возможен, — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — И он, на самом деле, единственный, поскольку Польша никогда разрешения на строительство российского газопровода не даст.
Надо понимать: «Газпром» чисто физически не сможет построить «Северный поток-2» до конца 2019 года. Более того, с учетом неясностей в позиции Дании, сроки ввода газопровода в эксплуатацию в любом случае могут быть сдвинуты на конец 2020 года.
Копенгаген, на мой взгляд, вполне способен и дальше продолжать свою нынешнюю линию. «Газпром», напомню, подал уже три заявки на разные варианты маршрута, и датчане по каждой не говорят ни «да», ни «нет». Такую позицию невозможно оспорить в суде. Раз так — вариант обхода Дании действительно становится актуальным.