Экспортируемый деликатес хотят отдать потенциальной мишени Вашингтона
Скандальный «крабовый» законопроект № 669567−7 («О внесении изменений в Федеральный закон „О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов»), несмотря на океан критики со стороны бизнес-сообщества и экспертов, 20 марта был внесен в Госдуму. В ближайшем будущем у этого ускоренно рассматриваемого законопроекта отзывы от Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (до 30 марта), а затем он будет готовиться к рассмотрению. Законопроект включен в примерную программу решением Совета Государственной Думы на апрель 2019 года.
Как уже писала «СП», крабовый законопроект предлагает отдать 50% квот на аукционные торги, доли квот будут закрепляться за пользователями на 10 лет. Ранее эти квоты были закреплены по историческому принципу. Победившие в электронных торгах должны будут построить на территории России объекты, перечень которых назовут позднее. В Минэкономразвития РФ, которое, кстати, подготовило отрицательное заключение на этот законопроект, отмечали, что «не представлено информации о том, какого рода объекты необходимо будет построить, а также об объемах финансирования для строительства таких объектов».
Эксперты не сомневаются, что главная цель законопроекта, так быстро идущего по инстанциям, зачистить рынок под крупную рыбу, то есть, больших игроков. Пострадавшими, естественно, окажутся все остальные. Причины очевидны, ведь многочисленным рыбопромышленным хозяйствам будет не под силу побеждать олигархов на аукционах, значит, им останется терять объемы производства, влезать в долги по новым и старым кредитам. Также выражались опасения, что из-за аукционов появятся «квотные рантье», компании, которые будут выигрывать торги, даже не имея судов и перерабатывающих мощностей. Для дальнейшей перепродажи.
Не только сами хозяйства, но и местные бюджеты Мурманска и Сахалина столкнутся в результате с проблемами. Впрочем, называвшая аукционный законопроект сырым и не имеющим должного экономического обоснования губернатор Мурманской области Марина Ковтун ушла в отставку почти одновременно с внесением проекта в Госдуму.
Возмущены и депутаты Заксобрания Камчатского края с Союзом рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки, они подготовили обращение в Госдуму, Совет Федерации и Минсельхоз России. В Заксобрании отметили, что в 2001—2003 годах, когда уже существовали рыбные и крабовые аукционы, объем инвестиций в отрасли сократился почти втрое. Зато благодаря историческому принципу добычи краба за десять лет на Камчатке построили и модернизировали больше 20 рыбоперерабатывающих заводов и вложили 38 млрд рублей в строительство береговых комплексов и модернизацию флота.
Впрочем, есть и другие причины, которые стоило бы учесть правительству, помимо лоббирования олигархических интересов. Как пишет «МК» в материале «Российский краб попадет под санкции», не следует забывать и о факторе санкций, ведь до 90% крабов направляется на экспорт. На крабовый экспорт приходится около 20% выручки от продажи российских морепродуктов за рубеж.
Главным лоббистом продвижения закона о распределении квот на его вылов считается Русская рыбопромышленная компания, которая уже получила права на добычу в подзоне «Приморье» более чем 2,4 тыс. тонн крабов, но по данным Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока, за 2017 год добыла только 542 тонны, то есть, лишь 20% предоставленных объемов.
Желая еще больше крабов, компания может столкнуться с санкционной проблемой. Владельцем Русской рыбопромышленной компании является Глеб Франк, сын экс-министра транспорта России, генерального директора компании «Совкомфлот» и главы совета директоров «Объединенной Судостроительной Корпорации» Сергея Франка.
«МК» напоминает, что эти концерны готовы обеспечить главные площадки для возведения нового рыболовецкого флота России, однако, «Объединенная Судостроительная Корпорация» уже более чем 4 года находится под американскими санкциями и «Совкомфлот» находится под прицелом новых ограничительных мер со стороны Вашингтона.
«Глеб Франк является зятем бизнесмена Геннадия Тимченко. Последний — персона, несомненно, достойная и ставшая авторитетом для представителей многих отечественных отраслей. Вместе с тем с 2014 года он также находится в персональных санкционных списках США по отношению к России», — говорится в материале.
После санкций против «Совкомфлота» вполне логично ожидать того же и в отношении во всех смыслах родственной «Русской рыбопромышленной компании». В результате экспорт и денежные операции компании рискуют нарваться на международные законодательные ограничения, что, конечно, поставит под сомнение и строительство «загадочных объектов» из законопроекта, да и просто налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
И вместо дополнительных аукционных миллиардов, анонсируемых правительством, будет лишь разбитое корыто, как мурманских и дальневосточных рыбаков, так и всей отрасли.