Накануне англосаксы сделали очередной шаг к развязыванию войны на Ближнем Востоке. Британская морская пехота захватила супертанкер «Grace 1», который вез иранскую нефть в Сирию. Возмущенный Тегеран пригрозил в ответ задержать любой танкер, принадлежащий Великобритании, если «Grace 1» не будет освобожден.
Налицо явная провокация со стороны Лондона. Чего же добиваются англичане и их заокеанские «кузены»?
Фабула произошедшего такова. «Grace 1» вез 2 миллиона баррелей нефти из Ирана в Сирийскую Арабскую Республику, поскольку Тегеран последовательно долгие годы оказывает военную и экономическую помощь Дамаску. Возникает закономерный вопрос, почему же Сирия, имеющая собственные нефтегазовые месторождения, предпочитает покупать углеводородное топливо у Ирана?
Проблема заключается в том, что из-за многолетней войны Дамаск утратил контроль над частью месторождений. В частности, печально знаменитая бойня под Хишамом была вызвана попыткой «вагнеровцев» отбить нефтеносные поля у американских союзников курдов в провинции Дейр-эз-Зор. Прочие сирийские месторождения преимущественно газовые, и не отличались богатством даже до начала вооруженного конфликта, в ходе которого имеющаяся инфраструктура получила серьезные повреждения и требует восстановления. Так, добыча нефти в САР упала до 15 тысяч баррелей в сутки с прежних 380 тысяч.
Именно поэтому сегодня Дамаску «проще» гонять танкеры с иранской нефтью вокруг Африки. Дело для судовладельцев очень выгодное, но опасное. Дело в том, что Сирия не первый год находится под санкциями, которые постоянно нарастают. Так, с 2014-го поставки нефти и иного топлива Дамаску запрещены, согласно введенным ограничительным мерам со стороны Европейского союза. Также под американскими санкциями теперь находится и сам Иран. Поэтому формально Великобритания была вправе задержать ценный груз.
По этой причине и Тегеран, и прочие судовладельцы всячески «шифруются», пытаясь максимально обезличить перевозящие нефть суда, даже отключают на них радиомаяки. Получаются такие «летучие иранцы», крадущиеся вдоль африканского побережья. Но случай с «Grace 1» стоит особняком:
Во-первых, захваченный танкер шел под панамским флагом. Само по себе это является обыденным делом в морских перевозках, но некоторые эксперты поясняют, что иранцы под флагом Панамы обычно не ходят.
Во-вторых, есть путаница с формальными хозяевами «Grace 1». По одним данным, это некая компания Russian Titan Shipping Line, зарегистрированная в Объединенных Арабских Эмиратах. К слову, название совершенно не обязательно свидетельствует о ее «русскости». По другим данным, владельцами могут оказаться две фирмы из Сингапура, причем, каждая с равной степенью вероятности.
В-третьих, есть данные, что экипаж судна подбирала украинская компания, и среди него есть и граждане Незалежной, и Российской Федерации. Однако само по себе это тоже ни о чем не говорит, поскольку в числе задержанных моряков имеются также индийцы и пакистанцы.
Последняя странность произошедшего заключается в том, что британский спецназ ринулся на захват танкера, когда тот находился в территориальных водах другого государства, Испании, в связи с чем Мадрид уже заявил протест. Почему Лондон, уже стоящий в дверях на выход из ЕС, вдруг решил проявить «принципиальность»?
В Соединенной Королевстве кивнули на США, заявив, что сделано это было по просьбе Вашингтона во исполнение санкционного режима.
Чего добивается Белый дом?
Все объясняется довольно просто. Соединенные Штаты пытаются разбить европейскую коалицию, которая пытается удержать Ближний Восток от начала войны, и сохранить торговые отношения с Ираном. В частности, Германия, ведущая держава ЕС, всеми силами старается сохранить «ядерную сделку», немецкая промышленность заинтересована в иранской нефти, а бизнес – в возвращении на рынок Исламской Республики. Евросоюз в целом даже разработал INSTEX, механизм обхода американских вторичных санкций для компаний, которые решатся сотрудничать с Ираном.
В данном вопросе раскола Европы президент Трамп использовал Терезу Мэй как «троянскую лошадь». Великобритания пока еще не вышла из ЕС, и сохраняет членство в НАТО, а значит, по отношению к ней Союз и военный блок сохраняют свои обязательства. Действия Лондона должны спровоцировать цепную реакцию. В ответ на провокацию Иран прямо заявил о готовности захватить британское судно. Тогда Королевство обратится к Брюсселю, заявив о нападении на страну-члена договора. А дальше начнется эскалация международного конфликта, поясняет российский политолог Фархад Ибрагимов:
Отношения между ЕС и Ираном испортятся в том случае, если Брюссель решится на открытую конфронтацию с Тегераном и свернёт все свои торгово-экономические инициативы.
Так, уходя, не прощаясь, «англичанка» Тереза Мэй подгадила бывшим союзникам из Старого света, четко обозначив в качестве своего ориентира сотрудничество с США. Но что будет дальше?
Следует обратить внимание на три ключевых момента. Известный американский «ястреб» Джон Болтон назвал захват иранского танкера «отличной новостью», поскольку это развязывает Вашингтону руки для дальнейшей эскалации конфликта с Тегераном. МИД Российской Федерации выступил с осуждением произошедшего в районе Гибралтара, поскольку это осложнит ситуацию вокруг Сирии и Ирана. Тегеран в свою очередь первым же делом кивнул на Москву, назвав задержанное судно российским.
Отечественный эксперт Михаил Войтенко высказывает догадку:
В истории с захватом супертанкера Иран подставляет Россию, за неимением других вариантов.
Да, создается впечатление, что иранское руководство заинтересовано в том, чтобы втянуть в скандал Россию и прикрыться ею.
Автор: Сергей Маржецкий