Германия приняла президента Турции на самом высоком уровне дипломатического протокола. Государственный визит сопровождался прошедшими с размахом протестами. Представители турецких общин ФРГ считают: Эрдоган уехал — а разгребать завалы накопившихся противоречий Германии предстоит уже самостоятельно
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdoğan) провел в ФРГ двое суток: политик прилетел в Берлин днем в четверг, 27 сентября, официальная часть визита началась в пятницу: воинские почести во дворце федерального президента, беседа с его хозяином Франком-Вальтером Штайнмайером (Frank-Walter Steinmeier), запись в книгу почетных гостей, затем — переговоры с канцлером Меркель (Angela Merkel), совместная пресс-конференция, возложение венков у центрального мемориала памяти жертв войн и репрессий, торжественный банкет в президентском дворце. 28 сентября Эрдоган еще раз встретился с Ангелой Меркель за рабочим завтраком и отбыл в Кельн на открытие центральной мечети Турецко-исламского союза религиозных учреждений в Германии (DITIB) — одной из крупнейших в Европе.
Государственный визит — высшая степень международного дипломатического протокола; на втором месте стоит официальный визит, затем — рабочий. Принимающей стороной в случае нынешнего высокого гостя выступил глава немецкого государства: Франк-Вальтер Штайнмайер объяснил приглашение Эрдогану желанием продемонстрировать турецким согражданам — в Германии проживают от 3 до 4 миллионов турок — уважение к их исторической родине. ФРГ заинтересована в нормализации отношений с Турцией по целому ряду причин: страна на Босфоре — ключевой партнер для успокоения иммиграционного кризиса и один из наиболее значимых в решении сирийских проблем, важный с экономической точки зрения и для стабильности внутри блока НАТО. Аргументов за диалог с Турцией больше, чем в пользу его прекращения. При этом никак нельзя позволять турецкому лидеру превращать его в беседу о немецких ошибках или дать новый повод для беспочвенных обвинений в расизме, как произошло в ситуации с бывшим футболистом национальной сборной Месутом Озилом (Mesut Özil). У нас нападки Эрдогана вызывают особенный отклик: немалая доля уважаемых турецких сограждан вступает в разговоры о провалах Германии с особенным упоением. Интересное, но ожидаемое наблюдение — никогда еще Эрдоган не получал на выборах столько голосов среди турков — жителей Германии, как в 2018 году, в разгар антиэрдогановской риторики в немецких СМИ.
Ряд депутатов Бундестага бойкотировали торжественный банкет в честь Эрдогана во дворце Bellevue в знак протеста против авторитарной политики турецкого президента и арестов в Турции немецких граждан по надуманным обвинениям. Министр экономики Альтмайер (Peter Altmaier) и министр финансов Шольц (Olaf Scholz) банкет посетили, как и один из самых острых немецких критиков президента Турции Джем Оздемир (Cem Özdemir), которого Эрдоган считает чуть ли не личным врагом, а канцлер Меркель ограничилась официальными переговорами и завтраком. В ходе банкета Франк-Вальтер Штайнмайер откровенно заговорил о притеснениях официальной Анкарой инакомыслящих, что возмутило Реджепа Тайипа Эрдогана: гость отошел от чтения речи по бумажке и потребовал «уважения к турецкой юстиции».
В знак протеста против политики Эрдогана (это его первая поездка в ФРГ с момента избрания главой турецкого государства в 2014 году) во многих городах Германии прошли демонстрации противников турецкого президента. Акцию в берлинском аэропорту Тегель, где приземлился самолет с Эрдоганом, организовала правозащитная организация «Репортеры без границ». По данным других правозащитников — международной организации Amnesty International — в турецких тюрьмах сейчас отбывают наказание больше журналистов, чем в какой-либо другой стране мира — свыше 150 человек. В Кельне в день открытия мечети протестующие встретили президента Турции плакатами «Остановите диктатуру Эрдогана» и «Эрдоган — go home». При этом тысячи сторонников с портретами президента наводнили кельнский район Эренфельд, скандируя «Эрдоган, Эрдоган» и «Турция, Турция».
От участия в церемонии открытия мечети с двумя минаретами 55-метровой высоты, строительство которой стоило порядка 30 миллионов евро, отказались премьер-министр федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Армин Лашет (Armin Laschet) и обер-бургомистр Кельна Хенриетте Рекер (Henriette Reker), приглашенная лишь накануне вечером. Лашет встретил Эрдогана в аэропорту, но не смог, как было запланировано, принять гостя в репрезентативном замке Ван, который находится недалеко от аэропорта. В замке с 1955 года размещено научно-историческое собрание театрального факультета Кельнского университета. Владеющая замком семья графов Эльц-Рюбенах через суд добилась запрета на проведение встречи, запланированной рейнвестфальской администрацией в графских владениях.
За исключением английской королевы один и тот же зарубежный глава государства не приезжал в Германию с государственным визитом больше одного раза. Так что, вполне вероятно, Реджеп Тайип Эрдоган слушал военный салют во дворце Бельвю в свою честь в первый и последний раз, как бы долго турецкому политику ни удавалось удерживать власть. Сам он посчитал визит в ФРГ успешным, обсудив вопросы инвестиций и проблему «эффективной борьбы с расизмом и исламофобией». Представители турецких общин Германии такой оценке в целом не противоречат, но отмечают, что время официальных визитов прошло: в немецко-турецких отношениях слишком много противоречий, склеивать осколки былой дружбы предстоит длительное время, на местах и без помощи высокопоставленных визитеров.