Или как Эстония шестой континент открыла
На Западе наперегонки бросились переписывать не только историю Второй мировой войны, но и историю вообще. Так, отправившаяся на днях в Антарктиду в связи с 200-летием открытия континента президент Эстонии Керсти Кальюлайд фактически объявила, что это сделали… эстонцы
«Эстония всегда была морской страной. Экспедиция по маршруту Беллинсгаузена является еще одним хорошим примером давних морских традиций Эстонии и делает нашу страну немного больше и заметнее в мире», — похвасталась Кальюлайд журналистам на острове короля Георга и добавила, что эстонское государство планирует этим летом открытие памятника Беллинсгаузену на острове Сааремаа.
«Адмирал Беллинсгаузен — хотя он на самом деле был адмиралом на российском корабле — наш человек. Он с Сааремаа, он видел те же можжевельники и камни, что и мы. Мы можем гордиться этим», — подчеркнула Кальюлайд в видеоролике, размещенном в аккаунте президента на Facebook.
Потуги с присвоением чужой славы, в общем-то, не новы. Эстонские марки с Беллинсгаузеном, на которых ни слова не написано о том, что он был российским офицером, появились ещё в 2003 году. Однако на российской станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде, где отмечали 200-летие, главу Эстонии встретили гостеприимно, и она отведала предложенный ей торт.
Анекдотические претензии
Понятно, что все эти эстонские фантазии можно было бы отнести к области исторических анекдотов. О морских подвигах «древних эстонцев» даже самые осведомленные историки пока ничего не ведают. Сами эстонцы вплоть до XIX века называли себя maarahvas — народ земли.
А Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, которого ныне в Таллине записали в «великие эстонцы», на самом деле — балтийский немец из остзейского дворянского рода. Ни слова по-эстонски не знал и о существовании никакой Эстонии даже не подозревал. По той простой причине, что ее тогда вообще не было на географической карте.
Он родился на территории Российской империи на принадлежащем сегодня Эстонии острове Саарема. Сам себя Беллинсгаузен называл русским, в 11 лет поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, всю жизни прослужил русским офицером и был похоронен в том же Кронштадте.
Кстати, даже в самой Конституции Эстонии сегодня записано: «Народ Эстонии, выражая непоколебимую веру и твердую волю укреплять и развивать государство, которое создано по непреходящему праву государственного самоопределения народа Эстонии и провозглашено 24 февраля 1918 года…». А потому ясно, что даже с точки зрения этого основополагающего документа 200 лет назад ни о каких «эстонских мореплавателях» не могло быть и речи.
Конечно, жители Саарема вправе гордиться, что на их земле родился такой славный мореплаватель, но к его кругосветному плаванию и открытию Антарктиды русскими Эстония не имеет абсолютно никакого отношения.
Русская экспедиция
Проект кругосветной морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева разрабатывал в Петербурге Михаил Крузенштерн и он же занимался продвижением и поддержкой экспедиции, на которую император Александр I выделил огромную по тем временам сумму — 100 тысяч рублей.
Выйдя из Кронштадта, корабли «Восток» и «Мирный» под командованием Беллинсгаузена и Лазарева достигли берегов неведомой южной земли в 1820 году. В ходе экспедиции были открыты материк Антарктида и 29 островов. Ледник, который они увидели первым, сейчас носит имя Беллинсгаузена. О подвиге россиян сегодня напоминают и другие русские названия: остров Петра I, Земля Александра I. Именно благодаря рискованному плаванию «Востока» и «Мирного» удалось доказать, что Антарктида не часть Австралии или Южной Америки, а самостоятельный материк. Во время похода также были собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете.
28 января 2020 года исполнилось 200 лет со дня открытия этого материка. В этот день на станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде подняли специальный флаг и Знамя Победы. Президент России Владимир Путин поздравил полярников с 200-летием открытия Антарктиды.
Попытки дележа
Первыми на антарктическую землю ступила в 1895 году норвежская экспедиция. Вскоре англичане объявили о суверенитете над несколькими островами и небольшим «ломтем» Антарктики, а в 1917 году объявили своим весь сектор континента между 20 и 80 градусами западной долготы. В 1923 году к Новой Зеландии был присоединена Территория Росса. Австралия же получила так называемую Австралийскую Антарктическую территорию в секторе между 44 и 160 градусом восточной долготы. В «гонку претензий» включились Франция (Земля Адели, открытая в 1840 году), Норвегия (Земля Королевы Мод), Чили и Аргентина.
В 1959 году споры о шестом континенте нашли разрешение в международном договоре. Его создание далось нелегко: семь стран не хотели отказываться от своих территориальных претензий. По предложению МИД СССР территориальные претензии стран в Антарктике «замораживались»: никто не отказывался от уже выдвинутых требований, а новые не выдвигались на время действия договора.
Документ разрешает использовать ледовый континент только в мирных целях: научные исследования, туризм и международное сотрудничество. Его подписали 46 государств.
Некоторые из них, в том числе Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция, Чили заявляли о претензиях на части Антарктиды. СССР (Россия), США, ЮАР и Перу оставили за собой право предъявлять такие претензии.
За время существования Договора об Антарктике (дополненного Мадридским протоколом 1991 года и рядом других конвенций) утвердился статус континента как нейтральной, демилитаризованной и безъядерной зоны, свободной для научных исследований.
Антарктические базы не являются территорией государства, так как исследователи находятся под прямой юрисдикцией родной страны. Добыча и присвоение полезных ископаемых в регионе запрещена, разрешены только научные изыскания.
Нефть, газ, каменный уголь, цинк, свинец, никель, железная руда — это лишь немногие из богатств шестого континента. Согласно Договору об Антарктике, Мадридскому протоколу 1991 года мораторий на добычу временный и действует 50 лет с момента вступления Протокола в силу, то есть до 2048 года.
Не исключено, что в этот год начнется возобновление международных споров о праве на разработку. Подготовке к этому посвящена российская Антарктическая стратегия до 2020 года, одна из главных целей которой — «обеспечение национальных интересов России в Антарктическом регионе». Располагающая оснащенными станциями и техникой Россия уже ведет геолого-геофизические исследования полезных ископаемых материка. Такую же работу ведут и американские специалисты.
Споры разгораются
После вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву (1982), возникла необходимость определить антарктический шельф, на который моментально начали претендовать: Норвегия, Австралия и Аргентина указали координаты своих предполагаемых шельфов, а Новая Зеландия, Франция и Великобритания оставили за собой это право.
К непростой ситуации добавляется и то, что в 2016 году, по решению Международной Морской организации, границы морского шельфа Аргентины были расширены, включив в себя Фолклендские острова, контролируемые Великобританией.
Это расширение уже было оспорено Англией, а также властями Чили. Против заявлений «стран-хозяек» выступили Россия, США, Индия, Япония и другие государства.
Свои претензии выдвинула недавно даже Украина. Так, некий Василий Придатко-Долин заявил в эфире телеканала «1+1» о причастности к открытию материка «дворянина из Полтавы» Ивана Завадовского, который работал помощником капитана шлюпа «Восток» русской кругосветной экспедиции. Он также думает, что из Украины был и его денщик, фамилии которого нет в составе экспедиции.
Понятно, что такие претензии, а также заявления Эстонии выглядят сегодня анекдотически, но некоторые считают, что вокруг огромных природных богатств, открытого русскими мореплавателями шестого континента в скором будущем развернется самая ожесточенная борьба.
Континент сотрудничества
Россия, в свою очередь, не видит признаков того, что Договор об Антарктиде будет подвергаться испытаниям. Об этом заявил глава МИД Сергей Лавров в интервью телеканалу «Россия 1» для документального фильма «Антарктида. 200 лет мира», указав, что деятельность стран на континенте регулируется заключенным в 1959 году Договором об Антарктике.
«Думаю, что ни у кого нет настроения подрывать этот Договор. В мае-июне текущего года состоится сессия 43-го Консультативного совещания государств-участников Договора об Антарктике. Там будут отмечать 200-летний юбилей открытия
Антарктиды нашими мореплавателями. Мы не наблюдаем каких-либо признаков того, что Договор будет подвергаться испытаниям», — сказал он.
«Мне кажется, что наоборот сотрудничество на Южном полюсе является образцом взаимодействия государств, которые оставляют в стороне все идеологические разногласия и концентрируются на научных исследованиях, мирном освоении этого действительно общечеловеческого достояния», — добавил Лавров.
По его словам, это «уникальное открытие, которое до сих пор позволяет узнавать все больше фактов о том, что из себя представляет наша Земля, как она произошла».
«Для дипломатии — прямая выгода, потому что это позволяет нам передавать свой опыт, показывать достижения наших людей и тем самым укреплять авторитет России в мире. Это — то же самое, когда у нас с экономикой и с наукой все хорошо, то нам легче «делать» внешнюю политику», — подчеркнул российский министр.
Владимир Малышев, Столетие