В последнее время в СМИ часто появляется информация, что органы опеки и попечительства отбирают детей у вполне благополучных семей. Что нужно сделать, чтобы не допустить их визита и как бороться за ребенка в случае возникновения проблем - в материале Царьграда
Органы опеки стали восприниматься как угроза не только родителями, но и их детьми. Сегодня практически нет мамы, которая бы не боялась суровых тетушек, способных отобрать самое святое, что есть в жизни. В некоторых семьях детям даже не разрешают громко кричать, по-ребячески валять дома дурака, вопить и визжать. У стен есть уши, а соседи могут подумать, что над детьми издеваются.
Вся проблема в том, что органы опеки сегодня наделены множеством властных полномочий. По закону изъять несовершеннолетнего из семьи можно не по решению суда. Для этого существует статья 77 Семейного кодекса. В ней описывается процедура «отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью». Но что подразумевается под угрозой, нигде не сказано. Равно как и не прописаны механизмы, по которым надо действовать в различных ситуациях. Это уже определяют сотрудники органов опеки. Поэтому любой невинный шлепок на улице или падение с качелей могут рассматриваться на полном серьезе. И такие случаи уже были.
Получается, что если на теле ребенка появился синяк - это уже повод. Чтобы ускорить процесс, органы опеки могут обратиться за помощью к полиции, которая вправе оперативно составить акт о безнадзорности ребенка. Хотя на самом деле это может быть не так.
Дело в том, что и закон о безнадзорности можно трактовать весьма широко. Полицейские могут сказать, что родители не уделяют своему чаду достаточно внимания, а следовательно не контролируют его поведение в рамках этого закона. Это тоже является поводом для «отобрания» ребенка из семьи.
Если акт об отобрании составлен, дальше органы опеки обязаны по закону обратиться в суд для лишения или ограничения родительских прав. Стоит отметить, что специально опека сегодня ни за кем не следит, но четко реагирует на каждый поступивший сигнал. Чаще всего они поступают из школ и поликлиник. В частности, если врач увидит на теле ребенка синяки и заподозрит, что тот мог получить их вследствие преступных действий, то просто обязан сообщить об этом в соответствующие органы. Но кто из нас в детстве обходился без драк, падений и синяков?
Направить «сигнал» в органы опеки чисто теоретически могут и ваши «доброжелатели». Но такого рода сообщения и жалобы должны быть подкреплены серьезной доказательной базой. Если в органах опеки сочтут, что дело не терпит отлагательств, то они должны предупредить семью о своем визите. Однако на практике таких оповещений может и не быть. Ситуацию в доме сотрудники оценивают буквально на глаз. Судьбоносные решения могут приниматься быстро. В первую очередь обращают внимание на санитарные условия в доме. Нет еды в холодильнике - это уже угроза здоровью. Могут подумать, что детей морят голодом.
Впрочем, ставя условия родителям по содержанию семьи, не проще ли государству самому помочь попавшим в беду взрослым. Например, предложив им работу или дополнительное пособие? С точки зрения экономии бюджета это будет куда более продуктивно, чем содержать отобранного ребенка в детском доме с огромным штатом воспитателей и прочего персонала.
Делят родители, отбирает пристав
Принято считать, что в зоне риска, в первую очередь, находятся семьи алкоголиков и наркоманов. Но почему же тогда вполне нормальные семьи боятся стать предметом интереса органов опеки? По словам адвоката Жанны Маргулис, все разговоры о «зверствах» органов опеки - лишь паникерство на ровном месте, поводов для беспокойства нет.
Если было бы иначе, то возбуждались бы уголовные дела, они предавались бы огласке, - отметила Маргулис. - Органы опеки самостоятельно к вам не придут. Нужно веское основание для отбирания ребенка. Другое дело, когда споры о детях заходят у родителей. Например, в судебном порядке принимается решение об определении места жительства ребенка с одним из родителей и о порядке общения. В случае неисполнения одним из родителей решения суда возбуждается исполнительное производство, что абсолютно законно. И дальше к делу привлекаются судебные исполнители. Они вправе прийти в дом и отобрать ребенка у одного родителя в пользу другого. Роликов, как это происходит, много, они очень эмоциональны. Но действия судебных приставов в данном случае правомерны».
Забрали ребенка за долги по ЖКХ
Если в случае дележа ребёнка родителями все понятно, то в правомерности действий органов опеки ещё предстоит разбираться.
По словам главы Ассоциации родительских комитетов и сообществ, председателя Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Ольги Летковой, случаев, когда детей изымают из семей, много, и понять истинные мотивы подчас очень сложно.
У нас сегодня вся сиротская система заинтересована в детях. Ведь устройство в приемные семьи зачастую происходит не бесплатно, - отметила Леткова. - Мы проводили мониторинг по поручению президента по вопросу изъятия детей из семей. В зоне риска сегодня, по-прежнему, матери-одиночки, многодетные семьи, родители, которые сами были сиротами и не совсем приспособлены к жизни. Семьи, у которых бытовые трудности, семьи с детьми, у которых есть психические отклонения. Где-то ситуация пограничная, где-то действительно существует угроза.
Есть случаи, когда родители просто попали в сложную финансовую ситуацию, лишились работы, или же дети по каким-то причинам не посещали школу. И как на эти случаи отреагирует опека - не очень понятно, потому что сама опека не имеет каких-то четких критериев оценки. И вот тут начинаются разборки вместо того, чтобы просто помочь. Порой палка перегибается. Есть даже регионы, где детей по прямому указанию властей могут отобрать за долги по ЖКХ».
И такие случаи уже были. Так, в декабре 2016 года власти Зеленодольского района Татарстана распорядились, чтобы у должников за коммунальные услуги органы опеки забирали детей. Возможно, чиновниками двигали благие намерения, чтобы дети из малоимущих семей не замерзали в домах с отключёнными отоплением и электричеством. Но органы опеки восприняли это как прямое руководство к действию. Общественность была возмущена, но остановить уже запущенную машину не смогла.
Вполне объяснимо, почему родители напуганы, - продолжает Ольга Леткова. - Они боятся за собственных детей. В зоне риска может оказаться каждый. Трудно даже сказать, по каким причинам представители органов опеки могут прийти в семью. К родителям, которые попали в зону риска, предъявляются следующие требования - найти работу, погасить долги по ЖКХ, сделать ремонт в квартире. Но почему для этого надо забирать ребенка из семьи - неясно. Самостоятельно решить проблему практически невозможно.Родителям нужно придавать такие истории огласке, обращаться в общественные родительские комитеты, на горячие линии. И если члены семьи не страдают алкоголизмом, то ребенка можно будет попробовать вернуть. Проблема в том, что органы опеки сегодня никто не ограничивает в полномочиях, нет четко прописанного алгоритма действий. Нужно менять законодательство, где было бы четко прописано, что органы опеки должны изымать детей только в крайнем случае. Все обтекаемые формы просто необходимо убрать».
Как не попасть на глаза опеке
О том, что органам опеки крайне необходимо прописать на законодательном уровне чёткий алгоритм действий, говорят давно. И пока сенатор Елена Мизулина вместе с лидерами общественных организаций разрабатывает соответствующий законопроект, который может быть внесён на рассмотрение в ближайшем будущем, добропорядочным семьям необходимо знать, как минимизировать риски изъятия детей.
По мнению педагога-психолога Екатерины Молокановой, чтобы ребенок не попал в зону риска, нужно, прежде всего, обязательно идти на контакт с педагогами и воспитателями. Особенно если ребенок ведет себя странно. Но каждый случай асоциального поведения может быть разовым. Поэтому важно знать, как ребенок проявляет себя среди сверстников.
«У меня были случаи, когда приходили запросы со стороны органов опеки при разводе родителей, когда опека интересовалась усыновленными или опекаемыми детьми, - говорит Екатерина Молоканова. - В этих ситуациях мнение педагогического коллектива всегда учитывается. Что касается ювенальной юстиции, то считаю, что органам опеки стоило бы больше внимания уделять подростковым сообществам, в которых нормой жизни зачастую становятся такие явления, как буллинг, то есть травля одного ребенка группой сверстников. И вот здесь сотрудники органов опеки могли бы подключаться как третья сторона. Возможно, какие-то семьи могли бы испугаться факта отъема ребенка из семьи и повлиять на него, больше уделять ему внимания. Сегодня необходимо повышение психолого-педагогической грамотности родителей и их ответственности за воспитание детей».
Все опрошенные специалисты сходятся во мнении, что если к вам вдруг нагрянули представители органов опеки, не стоит опускать руки. Существуют механизмы, помогающие вернуть ребенка домой, но для этого придется приложить максимум усилий. Поэтому проще предотвратить появление у себя на пороге людей в форме, чем вступать в битву с государственной машиной.
Автор