Честная подготовка общества к тому, что все мечты об островах Курильской гряды Итуруп и Кунашир в качестве японских территорий останутся несбыточными, это то, к чему премьер-министр Синдзо Абэ еще не готов, рассказывает Carnegie Moscow Center.
Если посмотреть на ситуацию с Курильскими островами с объективной точки зрения, то можно заметить, что вопрос едва ли сдвинулся с места со времен Восточноазиатского саммита в Сингапуре, когда Владимир Путин и Синдзо Абэ обусловились начать переговоры по Мирному договору с упором на Московскую декларацию от 1956 года.
Спорный Мирный договорОчевидно, Абэ все еще не может начать готовить общество к тому, что всем мечтам о возвращении островов Итуруп и Кунашир под контроль Японии сбыться не суждено. Этот подход явно не устраивает Россию — если заниматься решением территориальных споров, закрывая пограничные вопросы основательно, то навсегда и без какой-либо возможности обострить эти споры.
После двухчасового диалога с Абэ в Кремле, Путин заявил, что визит японского коллеги был продуктивным, и он точно послужит в пользу приближения Москвы и Токио к решению важных вопросов. Тем не менее, судя по последним заявлениям японского премьера, едва ли его устраивает складывающаяся ситуация. Реальность не оправдала ожидания, и фактически встреча лидеров обеих стран не привела к существенному сдвигу в вопросе принадлежности Курил.
Целая череда различных факторов мешают России и Японии прийти к компромиссу по застарелому территориальному конфликту. С точки зрения стратегии, решение проблемы необходимо всем сторонам, однако идеальный шторм, включающий в себя геополитику, внутриполитическую ситуацию и даже состояние экономики (в особенности российской), говорит о том, что прорыв в вопросе Курил стал невозможным.
Если Россия и Япония в действительности хотят решить территориальный спор с Южными Курилами, то именно сейчас лучшее время, когда это решение можно и нужно найти. Стоит отметить, что Синдзо Абэ покинет свой пост в сентябре 2021 года. Он войдет в историю как правитель страны, пробывший у власти наибольший за последние полтора века срок. Это важно учитывать, ведь ранее Абэ на могиле отца поклялся «поставить точку» во всех вопросах по Курилам.
Одну из ключевых ролей в территориальном споре играет геополитический глобальный расклад: обеим странам стоит максимально быстро нормализовать отношения. Японии не нравится, что Россия стремительно сближается с Китаем. Между странами растет асимметрия, Токио хотел бы «откатить» уровень этого сотрудничества к тем временам, когда Крым был украинской территорией.
Также следует учитывать такой важный момент, как растущая непредсказуемость Соединенных Штатов, потому что они выступают для Японии не только в качестве внешнеполитического партнера, но и гаранта безопасности. Что касается России, то она бы не хотела попасть в уязвимое положение перед китайцами по аналогичному сценарию — ей нужны альтернативные союзники во всем мире.
Токио давно претендует для РФ на роль «Германии на Востоке», то есть важного партнера, который не против параллельного взаимодействия с Америкой, но и в то же время не разделяющий всех ее амбиций. Единственная преграда для развития такого сценария — Южные Курилы.
Игра на условиях Токио невозможнаВ ноябре минувшего года во время Восточноазиатского саммита в Сингапуре президент Владимир Путин предложил Абэ компромисс по мирному договору, опираясь на Московскую декларацию от 1956 года. Согласно документу, который мог бы решить спор с Курильскими островами, японцы должны признать итоги Второй мировой войны, и как следствие законное право России на все четыре острова Южнокурильской гряды. После этого Шикотан и гряда Хабомаи могли бы быть переданы Токио как жест доброй воли.
Что по поводу Кушинира и Итурупа, то они остались бы российскими, однако на них бы действовал специальный визовый режим для населения Японии, а также велась совместная хозяйственная деятельность. В конечном итоге Россия получает большой приток японских инвестиций и технологий, оставаясь в выигрышном положении.
Если бы вопрос решался в идеальном мире, то такой компромисс был бы выгоден Москве и Токио. Тем не менее, реальность сурова и эта схема практически не осуществима как минимум из-за необходимости для России размещения своей регулярной армии, и как максимум будущих экономических перспектив. Именно поэтому на условиях Японии РФ ни за что не вернет ей ни вершка курильской земли....