Новые претензии по вопросу «северных территорий» чреваты для Токио возвращением к договору о защите айнов
Федеральное собрание Российской Федерации проголосовало за конституционные нормы о запрете на отчуждение российских территорий. Речь о дополнении в статью 67 Конституции: «Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».
Как видим, теперь будут запрещены не только территориальные уступки другим странам, но и обсуждение возможности таких уступок со стороны России. Тем не менее в Токио не унывают. Там бредят очередными «проектами» «возврата» Южных Курил.
Один из таких сценариев обнародовали «эксперты» Японского института международных отношений. Они обратили внимание на то, что в поправке к статье 67 содержится исключение для случаев, относящихся к делимитации и демаркации государственной границы РФ. Этим представители Страны восходящего солнца и предлагают воспользоваться.
Они считают, что японское правительство в переговорах с Россией должно и далее настаивать на заключении мирного договора. Ведь обычной практикой при подписании такого рода соглашений является оформление дополнений о делимитации границ. Формально это означает лишь уточнение уже существующей линии разграничения между странами. Слово «делимитация» в переводе с латинского (delimitatio) означает «разметка».
Тем не менее с подачи англосаксов было создано несколько прецедентов, когда под видом делимитации происходило фактическое удовлетворение территориальных претензий. Один из таких прецедентов возник, когда США и Канада вступили в территориальный спор из-за принадлежности так называемой подводной банки Жоржа.
В 1970-е годы на этой песчаной отмели в Атлантическом океане, формально входившей в морскую зону Канадской Федерации, были обнаружены большие запасы нефти. Чтобы овладеть ими, Соединенные Штаты заявили, что американо-канадская граница подлежит «делимитации». С целью ее «уточнения» обратились в Международный суд ООН в Гааге. В 1984 году этот судебный орган вынес решение о передаче США большей части «банки Жоржа».
Еще один прецедент с подачи англосаксов был создан в Европе. В начале 2000-х годов на морском шельфе, принадлежавшем Украине в Черном море, были обнаружены большие запасы газа. Незамедлительно Румыния, являвшаяся марионеткой США, пообещала американским компаниям передать эти залежи в случае поддержки ее территориальных претензий. Как следствие, на Киев было оказано давление, и он согласился на передачу вопроса о «делимитации» украинско-румынской границы в Международный суд ООН в Гааге. В 2009 году было вынесено решение, по которому Бухарест получил часть украинского газоносного шельфа площадью в 9,7 тыс. км².
Подобными прецедентами «эксперты» Японского института международных отношений и предлагают воспользоваться. Тем более что на территории Южных Курил также расположены большие запасы полезных ископаемых, которые могут быть предложены англосакским «партнерам»: золота 1867 т, серебра 9284 т, титана 39,7 млн т, железа 273 млн т. А еще — руды цветных металлов, ртути, природного газа, нефти. Но главное — крупнейшие в мире месторождения рения (на острове Итуруп), которые имеют критическое значение при изготовлении высокопроизводительных военных реактивных и ракетных двигателей.
Чтобы все это заполучить, японцы рассчитывают «при подписании мирного договора с Россией» протянуть в него пункт о «делимитации» границы, а также о международном арбитраже «в случае разногласий». В этом случае можно будет обратиться в Международный суд ООН, рассчитывая на поддержку в нем англосакских «партнеров».
Если же и этого будет недостаточно, то представители Страны восходящего солнца считают возможным опереться на исторический прецедент под названием «Симодский трактат».
Здесь необходимо пояснение. Исторически Курилы принадлежали не японцам, а айнам. Последние относились не к монголоидной, а к европеоидной расе и были очень похожи на великороссов. Поэтому, видя в айнах своих соплеменников, русские еще в XVIII веке стали приходить на помощь им в борьбе с японцами. Ведь Страна восходящего солнца проводила по отношению к коренному населению Курил политику, которая в соответствии с современной юридической терминологией называется «геноцид». Наконец, 9 июля 1799 года российский император Павел I подписал указ «о принятии под свое Высочайшее покровительство» жителей Аляски, Сахалина, Курильских и Алеутских остров. С этого момента военно-морские силы России взяли айнов под защиту и начали военные действия против японских агрессоров. К 1807 году Сахалин и почти все Курилы были освобождены от японцев.
Все изменилось во время Крымской войны 1853-1856 гг. В это время в Японию прибыл русский вице-адмирал Евфимий Путятин. Российское правительство поручило ему провести мирные переговоры с японцами и подписать торговое соглашение с ними. Адмирал выезжал из Петербурга, когда ничего не предвещало беды, а прибыл к берегам Страны восходящего солнца, когда уже началась Крымская война и к дальневосточным рубежам России прибыла англо-французская эскадра.
Япония, воспользовавшись ситуацией, предоставила союзному флоту свои порты — для набегов на российские Камчатку и Курилы. После чего начала шантажировать российского посланника возможностью участия в антироссийских акциях. Чтобы этого не произошло, японцы предложили Путятину «подписать мирный договор». В рамках обсуждения текста этого соглашения убедили адмирала «решить и вопрос о делимитации границы», а под видом «делимитации» — признать права Японии на Южные Курилы.
У Путятина не было полномочий на уступку российских территорий. Тем не менее он согласился на отчуждение Южных Курил, что и было оформлено Симодским трактатом от 26 января 1855 года. Впрочем, по мнению современников Путятина, для таких уступок у него оказались и личные мотивы. Считалось, что он не питает какой-то любви к своей исторической Родине — России. Тем более что его жена — урожденная Мэри Ноульс — была родной дочерью начальника департамента Английского морского управления, т.е. того самого человека, который в этот момент планировал военные операции против России с территории Японии. Поэтому на практике Симодский трактат никак не защищал дальневосточные рубежи Российской империи от нападения, а наоборот — лишал нашу страну возможности защиты проходов в Охотское море через Южные Курилы.
Еще один факт: переключившись на сдачу российских земель, адмирал «забыл» даже о той миссии, с которой был послан императором, — о подписании торгового соглашения. Вскоре после окончания Крымской войны он оставил службу и уехал в Западную Европу на постоянное проживание. Все это очень смахивает на то, что на русском языке называется «предательство».
Впрочем, последнюю точку в уступке Южных Курил поставил все же не он, а император России. Ведь Симодский трактат не имел силы без ратификации главой российского государства. В момент подписания соглашения императором был Николай I. Несколькими годами ранее он провозгласил базовым принципом внешней политики: «Там, где поднят российский флаг, он не должен опускаться». Поэтому можно было не сомневаться, что он не одобрит соглашение об уступке русской территории, оформленное своевольным чиновником. Но, к несчастью для нашей страны, в момент, когда оригинал Симодского трактата был доставлен в Петербург, Николай I неожиданно умер. Существует версия о его отравлении.
Новый император Александр II придерживался иных ориентиров во внешней политике. Поэтому он, нисколько не смущаясь, незамедлительно ратифицировал Симодский трактат. И это — несмотря на то, что к тому времени Крымская война закончилась и необходимость в мирном договоре с Японией отпала!
Этот-то исторический прецедент японцы и хотят использовать. Они хотят протянуть его в качестве юридической основы для трактовки понятия «делимитация». По принципу: если в XIX веке можно было «делимитировать» российско-японскую границу путем уступки Южных Курил, то почему бы не «делемитировать» ее точно так же в XXI столетии? Вопрос только в том, что СССР получил Курилы в качестве компенсации за совершенную против него агрессию. Это вытекает из решения Международного военного трибунала в Токио 1948 года. В нем черным по белому зафиксировано: это Япония развязала войну против Советского Союза, а не наоборот.
Отказ от территорий, полученных в качестве компенсации за преступление, признанное решением международного военного трибунала, равносилен аннулированию постановлений этого международного органа. Больше того, это подрыв легитимности ООН. В уставе этой международной организации прямо прописано признание итогов Токийского и Нюрнбергского трибуналов как юридической основы ее существования.
Южные Курилы в Токио нарочито называют «северными территориями» и под любым предлогом не желают согласиться с решением военного трибунала 1948 года. Если же сейчас в Японии кому-то неймется актуализировать Симодский трактат для возвращения Итурупа, Кунашира и Малой Курильской гряды, то надо четко осознавать: поднятие вопроса «северных территорий» может вызвать появление «вопроса южных территорий». Российская империя взяла айнов под свое покровительство и по договору 1855 года не отказалась от этого. Коренные жители Южных Курил были еще и коренными жителями северного Хоккайдо. Сегодня они продолжают проживать на этом острове, входящем в состав Японии. Поэтому у России есть все основания вновь, как и двести лет назад, взять их под свою защиту и предъявить права на Хоккайдо.
Юрий Городненко, РенTV