На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Во что обойдутся Украине нефтяные санкции России

С 1 июня вступили в силу российские ограничения на экспорт нефти и нефтепродуктов в Незалежную. В СНБО Украины решение Кремля признали «серьезным вызовом». Что же реально может получиться из этой затеи?



Сегодня Украина критически зависит от импорта энергоносителей. Из доставшихся ей от СССР шести НПЗ, способных перерабатывать 42,6 миллиона тонн нефти, работает только один.

Это Кременчугский НПЗ, принадлежащий олигарху Игорю Коломойскому. Но и он работает лишь на малую часть своей мощности: в 2017 году он переработал 2,3 миллиона тонн сырья при норме в 18 миллионов тонн. Остальные НПЗ были закрыты еще до Майдана, поэтому винить в этом Россию никак не получится. Украинский эксперт Денис Гаевский поясняет:

Нефтепродукты украинские бизнес-группы предпочитают импортировать в готовом виде: из-за налоговой политики это дешевле, чем закупать нефть и ее перерабатывать.



Киев сам угробил собственную нефтепереработку: с 1991 года она упала в 20 раз, добыча нефти – в 3 раза. В отличие от той же Белоруссии, которая благодаря «дружбе» с Россией получает углеводороды с большой скидкой, Незалежная с 2012 года покупает сырье в Азербайджане, Казахстане и Иране по рыночным ценам. За все это и без «происков Кремля» простые украинцы платят высокую цену. Литр бензина А-92 обходится им в 29,03 гривны или 71,12 рубля, А-95 – в 30,15 гривны или 73,87 рубля, а дизеля - 29,65 гривны или 72,64 рубля. Напуганные ростом цен на бензин, многие украинские автовладельцы перешли на газ, но газ подорожал еще больше. Как видно, независимость в данном вопросе Незалежной на пользу не пошла.

Теперь страна с напряжением ждет дальнейшего роста цен на топливо, вызванного «первоиюньскими» санкциями Москвы. Значение поставок из России трудно переоценить. Формально они находятся на втором месте по объему, серьезно опережая Литву и уступая Белоруссии. Однако топливо из Беларуси – это переработанное российское сырье. Большую часть потребностей Киева в бензине перекрывают поставки Минска, в дизельном топливе и газе пальму первенства держит Москва.

Означает ли все это, что Кремль реально сможет при желании «удавить» киевский режим? Украинский эксперт Андрей Куюн в этом сомневается:

Проживем и сейчас, хотя цена на дизтопливо подрастет на 1-1,5 гривны за литр, на газ, скорее всего, более существенно.



Во-первых, Незалежная сможет продолжить закупать нефтепродукты на мировом рынке. Но и цена для конечных потребителей, как верно было замечено, ощутимо вырастет.

Во-вторых, теоретически Украина способна перезапустить свои НПЗ, чтобы выйти на внутреннюю переработку нефти. Правда, это займет несколько лет, потребует введения налоговых льгот и протекционистской политики, и будет стоить с учетом необходимости их переоборудования, по некоторым оценкам, порядка 17 миллиардов долларов.

В-третьих, по данным украинского издания EnKorr, согласно информации от неких «осведомленных источников из окружения российских нефтяных компаний», топливная блокада не будет полной. Наши капиталистические реалии позволяют в это поверить.

Спрашивается, тогда зачем весь этот сыр-бор?

Вероятно, перед нами попытка надавить на президента Зеленского, чтобы тот принял условия Кремля по газовому транзиту. Напомним, действующий договор истекает всего через полгода. Но, пока тот думает, платить за все будут простые украинцы.

 

Автор: Сергей Маржецкий

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх