На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Почему я даю своим детям планшет?

Компьютер, планшет, телефон. Современный человек обрастает гаджетами со всех сторон. И все чаще тревогу бьют детские психологи: мол, дети погрязли во всей этой технике, за уши не оттащишь. А тут уже и проблемы с учебой, и с концентрацией внимания, и вообще психика страдает. Так не стоит ли вообще отказать детям в использовании гаджетов? Убрать игры из их жизни, особенно до школы. Этот вопрос я задавала себе не раз, особенно после рождения собственных детей. И пришла к определенным выводам (своим, они не являются универсальной истиной).

Отношение к компьютерным играм у меня двоякое. С одной стороны, я вижу, какой вред они могут принести. Перед глазами живые примеры – затянутые экраном талантливые дети, которые не реализуют свои таланты. С другой стороны, полностью лишать ребенка контакта с компьютером не вижу смысла – ведь рано или поздно ему придется столкнуться с необходимостью его использовать. На мой взгляд, знакомство с компьютером и играми у ребенка просто должны происходить под контролем родителей.

То есть планшет не становится палочкой-выручалочкой в любой момент дня, когда мама хочет побыть наедине с собой или поболтать по телефону с подружкой. Родитель должен присутствовать при процессе игры, что-то непонятное комментировать и, главное, не позволять самостоятельно скачивать неизвестные игры.

У нас есть планшет, да. Один на двоих старших (дочка еще не доросла). Достаем мы его редко: раз в полторы-две-три недели. Интернет на нем выключен, при необходимости что-то скачать вставляем в него временную сим-карту. Игр на нем от силы 5 штук. И игры эти не очень популярные и движушные. Все они тщательно отбирались мужем и проходили мое одобрение. Все эти игры можно отнести к развивающим: соотнесение картинок и контуров (с повышением уровня сложности), различные виды сортировки по цвету, размеру, типу и так далее, обведение контуров. Старший изучает буквы (честно говоря, не очень успешно, но хотя бы соотносит очертания букв). Игровой сеанс у нас длится около 15-20 минут на двоих. Мальчишки уже освоились с управлением, узнают «иконки» игр, сами выбирают, во что будут играть на этот раз.

В какой-то момент сыновья так пристрастились играть (пусть и не часто), что тогда, когда я говорила: «Все, доигрываешь этот кусочек – и выключаем», – начиналась истерика. И на полтора месяца планшет исчез из нашей жизни. Поначалу вспоминали, потом подзабыли. Теперь знают, что, если истерить, планшет «обидится и уйдет». Не истерят. Потому в тот раз, когда они все-таки попробовали ныть, – планшет тут же отправился на самую верхнюю полку шкафа.

Новые игры мы с мужем мониторим постоянно. Если поискать, можно найти много интересного. Правда, игры, которые приносят хоть какую-то пользу, не высвечиваются в первой десятке. Для того, чтобы найти что-то стоящее, приходится тратить время: скачивать игры, которые кажутся подходящими, и тестировать (самим, а не давать сразу детям). По факту большинство игр с планшета благополучно удаляется по самым разным причинам: некачественная рисовка, излишняя развлекательность, примитивность. Однако на нашем планшете всегда есть несколько игр, из которых дети могут выбрать. Тех игр, которые мы считаем в меру полезными.

В жизни наших детей планшет появлялся, когда им исполнялось около полутора лет, возможно, несколько старше. И мне кажется, возраст этот оптимальный, если грамотно знакомить ребенка с устройством. Однако нередко от родителей можно услышать, что стоит ребенка максимально долго оберегать от взаимодействия с гаджетами и знакомить с ними к первому классу. Вроде как «нет раздражителя – нет проблем». Я вижу ситуацию несколько иначе.

Понятно, что в детский сад дети не носят планшеты или телефоны, так что, даже если разговоры об играх и видео в ютубе и идут, ребенок, не знакомый с этими явлениями, еще не очень понимает, чего его лишают. Но вот приходит время идти в школу. Школьники гораздо свободнее в плане принесения в школу различных предметов. И гаджетов это тоже касается. И вот представьте себе ситуацию: приходит ваше чадо в один прекрасный день в школу, а там его друзья над чем-то склонились и увлеченно занимаются. Чадо подходит и видит планшет. Даже если оно, чадо, его видело раньше, тут явно что-то новенькое! И такое яркое, увлекательное! И все это обсуждают с видом знатоков. А он не в курсе…

Ощущение отщепенца очень сильно влияет на формирование личности школьника. Отделение от родителей происходит все сильнее и сильнее, и мнение коллектива очень важно. А тут такое дело: ты не в курсе того, что знают все.

Помимо стеснения и обиды у ребенка появляется цель: догнать коллектив. Сначала он попросит маму или папу тоже ему на планшет скачать популярную игрушку. И игрушка эта будет ту-уу-па-аа-я. Потому что именно такие игрушки популярны. Предположим, вы, родители, ребенку в просьбе отказали. Все, ребенок пропал!

Даже если вы отслеживаете, чем он занимается на своем планшете. Даже если проверяете, какие программы на нем устанавливает ребенок. Даже если у ребенка нет своего гаджета для игр. Вероятность того, что ребенок начнет играть, прося во временное пользование гаджет друзей, очень и очень велика. Чем запретнее плод, тем он слаще. Чем труднее ребенку достается игра, тем больше он о ней думает, тем больше вовлекается в нее.

Другое дело, когда возможность использовать планшет у ребенка появляется в возрасте 2-4 лет, дозированно и под контролем родителей. Это как с вином: если ваш подросток хочет выпить, пусть он это сделает вместе с вами – дайте ему попробовать хороший алкоголь в небольших количествах, покажите, что вечер с 1-2 бокалами вина гораздо приятнее, чем дешевое бухло, угар вечеринки и утреннее похмелье. Важная задача родителей – прививать своему чаду вкус: в хорошим книгам, к хорошей музыке, к правильному питанию, к спортивным нагрузкам, к умеренности во всем.

Дав ребенку возможность познакомиться с планшетом в детском возрасте, но под присмотром думающего взрослого, вы во многом сможете оградить его от опасностей. Получая «гаджет» в малых дозах, используя качественные игры, направленные не на развлечение в первую очередь, а на развитие (не важно, моторики ли, логики или чего-то еще), ребенок получает определенный иммунитет. Если он увлечется какими-то головоломками или серьезным рисование, различные туповатые приложения будут ему неинтересны. Даже если на какое-то время он в них «залипнет», потом ему снова захочется вернуться к своим прежним, гораздо более интересным увлечениям.

Кроме того, что контент должен быть качественным, родителям важно привить ребенку важное понимание: гаджеты нужны в первую очередь для работы и учебы, а не для развлечений. У ребенка возник вопрос про какое-то животное? Объясните, что существует такое явление, как интернет. И если правильно его спросить, он даст ответ на любой вопрос. Нужен паук, плетущий паутину? Пожалуйста, видео во всех подробностях. Увидели интересную машину на улице – можно про нее прочитать в интернете, посмотреть видео. Хочется приготовить вкусный тортик? Вперед, ищем рецепт! И так во всем.

В планшете можно создавать списки задач, списки покупок, вести дневник успехов. При этом ребенку не обязательно уметь читать: для всего этого можно использовать стикеры. Если у ребенка в голове будет утверждено, что планшет – это для дел, а не для развлечений, проблем будет меньше, чем если он столкнется с ним в первом классе, когда возможность родительского контроля значительно падает, а иммунитета и понимания, зачем сей гаджет существует, не сформировано от слова «совсем».

Конечно, никто не гарантирует, что, занимаясь с ребенком подобным образом, вы не получите все того же игромана… В любом случае, есть люди, более подверженные подобным зависимостям. Девочки «подсаживаются» на игры гораздо реже мальчиков, но и это не гарантия. Главное, любите своего ребенка. И смотрите, что с ним происходит. Только понимая, что ваше чадо ощущает в тот или иной момент, можно принимать решения. И никакие инструкции тут не сработают.

P.S. Важно понимать, что если вы не даете ребенку играть, но при этом он видит, как папа или мама играют, зависая в своих телефонах и планшетах, ничего из этого не получится. Если не играет ребенок, не играет никто. Кстати, хороший предлог для избавления от зависимости :)

Мария Медведева

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх