На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Эх! Русь изначальная!

Дело было через несколько дней после приезда нашего на землю псковскую. Русскую. Это там, где "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет."

Ни я толком не знала городка, ни городок меня.
Выпроводив своих орлят в школу, решила зайти в военторг, магазин в котором слева продукты, справа всё остальное.
Утро. В магазине никого.

У прилавка стоит, рассматривая Чупа-Чупсы и подсчитывая мелочь на грязной ладошке, белобрысый пацанёнок лет десяти. Автоматически спрашиваю «Почему не в школе?» Блин, работа в школе портит, вот какое мне было дело? Ответ сшибает правильностью речи:
- Я не хожу в школу, тётенька.
- Почему?
- У меня нет принадлежностей школьных.
От этих «принадлежностей школьных» впадаю в ступор.

Спрашиваю у продавщицы чей он? Кто родители? Городок-то закрытый…
Ответ поражает. А бох знает чей, бомжи какие может пришли? Как?? Да просто, из деревни какой, через лес, да в городке, в старых давно расселённых ДОСах осели.

Спрашиваю. В школу хочешь?
- Очень хочу тётенька. Только меня мальчишки дразнить станут.
- Почему?
- У меня ничего нету же. И штанов школьных нету.
- Ну, пошли.
- Куда?
- В школу!
Не отходя от прилавка покупаю ранец, пенал, тетради, альбом для рисования, дневник, ручки, карандаши и краски. Заходим к нам домой. Одеваю в джинсы, рубашку, свитер и запасную куртку младшего моего. В ранец «дежурное» яблоко.
В школе идём к директору. Директор растеряна. У вас их трое? Нет. Объясняю. Добрые, грустные глаза и вымученная улыбка. Конечно! Возьмём. Во второй класс будет ходить. Вот только… Пожалуйста, ну хоть какие-то документы! Без этого нельзя. Дети бесхозными не должны быть. Поймите меня…
Понимаю. Обещаю найти мамашу, узнать про документы.

Специфика военных городков везде одинаковая. Как только я вышла из военторга… «Але! Свет, прикинь сейчас приходила жена…..», дальше новость обрастает самыми невероятными подробностями, и к обеду муж приехал домой с вопросом:
- Чо за пацанчика, ты собралась усыновить? Тебе двоих мало? Может девочку родим, а?
Я разозлилась. Завелась и решила действовать без помощи, сама!

Проводив мужа, я отправилась на поиски мамаши моего подопечного. Старые ДОСы. Двухэтажные дома, сталинских времён. Увидев какие-то признаки жизни на втором этаже одного из них, захожу в подъезд, по деревянной лестнице поднимаюсь на второй этаж. Темнота. Толкаю тяжелую, двухстворчатую дверь, захожу в коридор, слышу голоса в конце коридора, дверь захлопывается и тяжелый крюк падает в кольцо. Тут же из ближайшей комнаты появляется чувачок. Дежавю. Как будто и не уезжала из Сибири . Чувачков, я узнаю мгновенно. Путь к отступлению закрыт. Чтобы выскочить из этой бомжовской западни, чувачка надо подвинуть. Стоит родимый. Щурится. Сплёвывает через зубы.

Не успеваю сказать «мяу», дверь начинает дёргаться. Из-за двери мужской голос:
- Мадам в шляпе! Вы здесь?
- Я здесь, я выйти не могу! - , смогла пропищать я.
Дальше как в кино. Мощная трёхметровая дверь падает, накрывая собой чувачка. Когда пыль рассеялась, я увидела капитана, который подхватив меня под локоть, выволакивал из западни, несколько раз пройдясь прямо по двери, под которой стонал и тихо матерился чувачок.
- Бойцы! Урку в клетку, помещение проверить, кого найдёте, на улицу, всех! - , скомандовал капитан солдатикам, которые с нескрываемым интересом рассматривали меня, еле сдерживая ржание.

На моё счастье, патруль прогуливался рядом с этими ДОСами, увидев мадамочку, нырнувшую в бомжатское логово, среагировали быстро. Свезло. Дома свезло меньше.
Муж орал. Как последний унтер на плацу! Как тигра в Уссурийской тайге!
- Сколько можно?! Скажи, какого фига тебя туда понесло?? За один день мне о тебе уже все уши прозвидзели! ЧОКНУТАЯ!!! Ну, ладно военторг, ладно школа, но тебя уже патруль вызволяет с помоек!
Обидно? От мне было обидно!
- Я, в отличие от некоторых, не в избе воспитывалась, а в офицерской семье! Я не могу не помочь!
- А в офицерских семьях мозги не дают?
- Это ты у своих детей спросишь!!

Милая беседа закончилась тем, что на следующий день, я такиж нашла мамашу своего подопечного, предварительно побеседовав с мальчиков. Просто встретила у школы мальчонку и поговорила с ним.
Что я узнала?
Что жили они в Архангельске. Там он ходил в 1-ый класс. Что мамка с папкой ругались, а потом разошлись и тётенька судья его отдала мамке, а папке отдала братишку. А бабуля не хотела отдавать его, и побила мамку. А потом они с мамкой сбежали к мамкиному хахелю в какой-то город. А потом поехали ещё в какой-то город. А потом здесь оказались. Вот если бы к папке ему уехать, там бабуля добрая и хорошая, и шаньги печёт.
Млин.
Год 2002. Третье тысячелетие шагает по земле русской. Изначально русской.

Нашла мамку. Крайняя степень падения. Морда носит несмываемую печать пития. Даже если она больше не возьмёт рюмку в руки, с мордой уже ничего не сделать. Увидела меня. Бросилась в ноги:
- Не отнимай! Не отнимай у меня Серёжу!!!
Никакие разговоры на тему: устройся на работу, уборщицей, дворником, да кем угодно! Тебе козе помогут. И квартиру дадут и мебель найдём, и вещи ребёнку. Устройся на работу!!! Здесь и сейчас!

Невнятное бормотание о документах утерянных раз и насовсем, о муже любимом, которого «военные сволочи посадили в клетку, а сегодня и вовсе ментам сдали».
А через день она исчезла. Вместе с мальчиком.
Говорили, что видели их во Гдове.
Возможно и этот ребёнок оказался в детдоме. Для него это было бы спасением.
Беда знаете в чем? В том, что его просто сдадут в детдом. Никто не будет искать бабулю и отца в Архангельске. Никто. И это наша беда. Равнодушие и «нам за это не плотют!»



(с)Marusa Muse

Картина дня

наверх