На самом деле безумная тяга к сносу исторических памятников — это не столько какая-то мифическая борьба, сколько проявление весьма низкой культуры. Потому что чья-то статуя — это не только дань памяти конкретному человеку, но ещё и определённое культурное наследие, являющееся свидетельством той или иной эпохи
Мы доподлинно не знаем, кем была Мона Лиза и ещё сотни неизвестных нам людей, чьи портреты были написаны великими мастерами. Возможно, некоторые из них были не самыми благочестивыми людьми. Но это — абсолютно ничего не значит. Потому что мы, в первую очередь, смотрим на работу художника, а не пытаемся дать оценку моральному облику того или иного персонажа.
Точно так же и со скульптурой. В любом крупном художественном музее и галерее всегда найдётся несколько десятков экспонатов, в том или ином виде запечатлевших тиранов и не очень хороших с точки зрения морали исторических личностей. Но мало кому придёт в голову уничтожить экспонат с многовековой историей только потому, что у персонажа была не самая приличная репутация.
Честно говоря, я вообще отказываюсь понимать вандализм. Потому что он сродни варварству. Тем более не понимаю, как можно устраивать судилище над каменным истуканом, прототип которого уже давным-давно отправился к праотцам, но при этом, при жизни, он, хоть и не будучи нравственным человеком, сделал немало полезного для твоей страны и твоего города.
Но, увы, большинство из тех, кто, поддавшись сумасшествию, захлестнувшему США и Европу, зациклены лишь на расизме. И ничто другое их не волнует. А ведь если бы они хоть немного успокоились и не торопились с принятием эмоциональных решений, то многих постыдных и неадекватных поступков удалось бы избежать.
Нельзя так бездумно и оголтело уничтожать частички своей истории. На неё, историю, вообще нельзя смотреть однобоко. Иначе это приведёт к катастрофическим последствиям. И уж тем более, нельзя уподобляться боевикам из ИГИЛ*, которые также азартно крушили мировое культурное наследие, исходя из принципов своей радикальной идеологии.
Скажу больше, если мы начнём подходить к истории, исходя из тех критериев, которые нам пытаются навязать, то величайшие музеи мира на две трети станут пустыми. Впрочем, кого-то такой расклад вполне устраивает. Потому что им нафиг не нужны все эти наши эрмитажи, лувры и ватиканы, а также Колизей, и даже Египетские пирамиды, камни которых пропитаны кровью рабов. У них свои кумиры и свои приоритеты. И своё культурное наследие, которое не столько представляет для них историческую ценность, сколько является способом для самоутверждения и попыткой избавиться от комплекса неполноценности. Поэтому они с такой легкостью составляют списки неугодных им памятников, азартно их сносят и с удовольствием топят в ближайшем пруду.
При этом, они не осознают, что победа их весьма сомнительна. Потому что, даже при отсутствии памятника, имена этих персонажей уже вошли в историю. Которую, напомню, можно переписать. Но изменить — невозможно.
Однако, повинуясь стадному чувству и вымещая на куске камня или бронзы все свои личные обиды и неудачи, эти, в общем-то не очень счастливые и не очень самодостаточные люди не осознают, что становятся живой иллюстрацией к книгам Оруэлла. Имя которого, несомненно, слышали многие. Но до прочтения его произведений, похоже, так и не добрались. Иначе бы они знали, что самый эффективный способ уничтожения человечества — отрицание его собственного понимания истории.
Юлия Витязева, специально для News Front
*— запрещенная в России организация.