Встречаться в нормандском формате целесообразно тогда, когда выполняются минские соглашения, уверен ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. Условие России для проведения такого саммита ставит перед Украиной вопрос Донбасса ребром, толкая президента Зеленского на прямой диалог с Донецком и Луганском
Перспективы саммита в нормандском формате
Помощник российского лидера Юрий Ушаков, комментируя повестку предстоящей встречи президентов Владимира Путина и Эммануэля Макрона, отметил неоднократные предложения французов о том, чтобы в ближайшей перспективе провести саммит в нормандском формате, в том числе с учетом смены руководства на Украине.
По словам Ушакова, Россия эту идею в принципе поддерживает, но мы считаем, что если проводить саммит в нормандском формате, то он должен быть самыми тщательным образом подготовлен, чтобы было ясно, собираясь на этот саммит, что мы выйдем на политически важные результаты. Проводить встречу «просто так», без тщательной подготовки Россия не хотела бы.
«Вопрос о необходимости встречи в нормандском формате одновременно простой и сложный. Встречаться целесообразно тогда, когда выполняются минские соглашения. Причем Запад все время укоряет Россию, что она не выполняет минские соглашения, хотя Россия даже не является субъектом этих соглашений, как и другие члены нормандской четверки. Главный вопрос состоит в том, будет ли Украина выполнять минские соглашения, которые подписал предыдущий президент.
Пока не видно, что Украина собирается их выполнять. Зеленский и его помощники говорят о том, что не будут напрямую разговаривать с Донецком и Луганском, хотя такой подход противоречит букве и духу минских соглашений. Если детально проанализировать все остальные пункты, то там складывается похожая ситуация. Киев старается их смягчить, или добавить к нормандскому формату США и Великобританию, то есть девальвировать минские соглашения».
Напомним, что 8 июля Зеленский обратился к Путину с предложением встретиться в Минске при посредничестве США, Великобритании, Германии и Франции. Комментируя это предложение, глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что новые предложения по урегулированию конфликта на Украине имеют право на существование.
Но они должны соответствовать резолюции Совета безопасности ООН, утвердившей минские соглашения, и учитывать необходимость прямого диалога Киева и Донбасса. Лавров также напомнил, что когда речь идет о серьезных предложениях, то они делаются сначала по дипломатическим каналам, а не публично через Facebook. В свою очередь профессор РУДН, политолог Юрий Почта предположил, что если не удалось договориться в предыдущем составе нормандского формата, то привлечение Великобритании и США здесь не поможет.
Содержание встречи Путина и Макрона
«Смысл встречаться в формате нормандской четверки есть при условии, что Украина будет выполнять минские соглашения. В очередной раз выслушивать упреки в агрессивности России, на этот раз со стороны Зеленского, мы не намерены. И помощник президента Ушаков, и сам Путин неоднократно давали понять, что мы готовы к диалогу, но нужна конкретика, поступательное движение.
А если даже договоренности о разъединении сил не выполняются, обстрелы продолжаются, и тяжелая техника опять местами выдвигается на позиции, то смысл встречи в нормандском формате теряется. Нужны результаты и подвижки в пробуксовывании минских соглашений, которые, как сейчас кажется, Украина не собирается выполнять или планирует переформатировать, чтобы они были выгодны ей, тем самым выхолостив весь смысл», — добавляет Сергей Федоров.
Условие России и перспективы проведения саммита в нормандском формате будут обсуждаться в рамках встречи президента Путина и Макрона 19 августа. Однодневный рабочий визит российского лидера во Францию произойдет по приглашению Макрона. Как отметил Ушаков, среди прочего на двусторонней встрече лидеры обсудят международную проблематику, обеспечение безопасности в Европе и дальнейшее сотрудничество с Евросоюзом.
«Встреча Путина и Макрона пройдет в преддверии саммита «семерки» в Биаррице, запланированной на конец августа. И хотя Россия не участвует в G7, без учета мнения Москвы решить сирийский или украинский кризис, или ряд других острых моментов в международных отношениях просто невозможно.
Нравимся мы Западу или нет, они вынуждены с нами считаться и учитывать позицию РФ по тем или иным вопросам глобальной повестки. Именно поэтому Макрон предпочитает вести многовекторную политику. Он уверен, что несмотря на наши разногласия, диалог с Россией надо поддерживать, стремясь при этом отстаивать свои взгляды. Позиция французского президента в данном случае выглядит разумной», — резюмирует политолог.
Андрей Петров, Экономика сегодня