Реэкспорт российского оружия разрешался и ранее, но до сих пор страна, которая получала его из вторых рук, должна была представлять Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) такой же сертификат конечного пользователя, как и «первичный» импортер.
В сертификате покупатель обязуется не перепродавать оружие без разрешения Москвы. Таким образом, импортер формально подтверждал, что в конечном итоге приобретает оружие у России.
Теперь же будет достаточно, если третья страна предоставит сертификат непосредственному поставщику, а он лишь уведомит Россию, что покупатель обещает не передавать оружие дальше.
В пояснительной записке к документу прямо говорится, что его появление вызвано антироссийскими санкциями: «Иностранные государства выражают заинтересованность в покупке российской продукции военного назначения, но, опасаясь попасть под санкции, отказываются от ее закупки». Проблема возникла после того, как в августе 2017 г. в США был принят закон CAATSA, предусматривающий возможность введения санкций против любых стран - импортеров российских вооружений.
Экспорт - важнейшая составляющая доходов российского оборонного комплекса: с 2013 г. ежегодные продажи оружия составляют $15 -16 млрд, портфель заказов на конец 2018 г. достиг $55 млрд.
Российская политика в отношении контроля за пользователями российского оружия ужесточалась после того, как в ходе войны Израиля с ливанским движением «Хезболла» в 2005 г. израильские войска захватили противотанковые комплексы «Корнет», которые ранее были поставлены Россией в Сирию. В 2006 г. правительство приняло постановление, согласно которому ФС ВТС получила право включать при заключении контрактов на поставку легкого и стрелкового оружия пункты, позволяющие проводить инспекции для проверки наличия проданных вооружений у покупателя.