Иран занял правильную внешнеполитическую позицию по вопросу развития своих отношений с Соединенными Штатами, считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров
Иран занял правильную позицию по США
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф назвал формат «пять плюс один» единственно возможным вариантом для возобновления переговорного процесса с США, который был прерван выходом Вашингтона из «ядерной сделки».
Напомним, что в основе «ядерной сделки» лежит договоренность о выходе Ирана из-под режима санкций ООН в обмен на отказ Тегерана на срок в десять лет от военной ядерной программы. Это соглашение было подписано в июле 2015 года и в первые полтора года успешно выполнялось, но приход к власти в США президента Дональда Трампа привел к развороту американской политики на 180 градусов.
Трамп предъявил Ирану неконструктивные требования по поводу включения в «ядерную сделку» иранской ракетной программы и на этом основании вышел из данного соглашения, усилив свою линию пакетом экстерриториальных санкций против Тегерана.
Такая стратегия США противоречит международному праву и поддерживается только союзниками Вашингтона, не говоря о том, что данная линия поставила регион на грань военного конфликта после убийства американцами в Ираке иранского генерала Сулеймани.
Стратегия Трампа в отношении Ирака привела к кризису на Ближнем Востоке и усилила там антиамериканские настроения, поэтому лозунг «Янки, гоу хоум!» стал реальностью для важнейшего региона мира.
«Позиция Тегерана является достаточно логичной, и неудивительно, что иранская сторона пытается усилиться за счет апелляций к «ядерной сделке» и членам Совета безопасности ООН – России и Китаю», — констатирует Александров.
Зариф в качестве одного из условий начала переговорного процесса с американцами назвал компенсацию Вашингтоном ущерба, нанесенного Ирану их экстерриториальными санкциями. США на это не пойдут, но важен тот факт, что иранская сторона настаивает на незаконности американских санкций с точки зрения существующих международно-правовых норм.
«Формат «пять плюс один» создает хорошие основы для переговорного процесса и уравновешивает влияние США участием в переговорах России, Китая и европейских государств. Американцы изолированы в этой группе государств, поскольку они вышли из «ядерной сделки» и начали свои провокативные действия», — заключает Александров.
Как полагает эксперт, американцы в переговорах по иранской проблеме выступают в качестве «парии», вследствие чего восстановление старого переговорного формата в полном объеме является выгодной стратегией для иранской стороны.
«Ирак хочет заставить США вернуться к старому соглашению и выполнить те условия, которые были заявлены в «ядерной сделке», и это правильно, поскольку нет никакого смысла заключать с Вашингтоном новые соглашения», — резюмирует Александров.
Выходом из «ядерной сделки» американцы полностью себя дискредитировали и показали недоговороспособной стороной. После такого поворота событий нет никаких гарантий, что американцы будут соблюдать новые соглашения по Ирану. Да и перед нами не «выверты» Трампа, а стандартная внешнеполитическая линия Вашингтона, где преобладает потребительский подход к международному праву.
«В такой ситуации для Ирана нет смысла вести переговоры с американцами тет-а-тет и в итоге быть всегда обманутыми, поэтому Тегерану и нужно настаивать на многоформатных переговорах. Здесь у США проигрышная ситуация, поскольку они сегодня выглядят, как бузотер из-за того, что позиция Ирана опирается на серьезные проработки и резолюции Совета безопасности ООН», — констатирует Александров.
Американцы теряют свои позиции на Ближнем Востоке
Александров считает, что России необходимо поддержать Иран в этой стратегии по переговорам с США. Тем более, американцы пользуются все меньшей поддержкой на Ближнем Востоке и постоянно утрачивают свои позиции в этом важном регионе мире.
«Влияние США на Ближнем Востоке прогрессивно падает. Этот процесс начался с «Арабской весны», когда попытки Штатов навязать свою волю арабским странам ударили бумерангом по американским геополитическим интересам, — заключает Александров. — Можно еще вспомнить, что Иран сблизился с Катаром, в результате чего союзник США, на территории которого располагается центральное американское командование, теперь открыто сотрудничает с Тегераном», — резюмирует Александров.
Данный процесс накладывается на снижение популярности проамериканских политических сил на пространстве всего Ближнего Востока, что только усугубляет внешняя политика Трампа в отношении Ирана и других государств.
По иранской ситуации ясно одно, что политика США отвернула от Вашингтона практически весь Ближний Восток.
Дмитрий Сикорский, Экономика Сегодня