Помните, как Остап Ибрагимович «ездил по ушам» членам шахматного клуба четырёх коней из Васюков, обещая им межпланетный турнир? Пожалуй, будь он не плодом фантазии Ильфа и Петрова, а живым человеком, позеленел бы от зависти к своим последователям из днепропетровской компании Space Logistics. Руководство данной фирмочки из семи сотрудников, зарегистрированной всего год назад, обещает украинцам ни много ни мало, а постройку за очень символические деньги космодрома и солидный кусок «пирога» от рынка коммерческих запусков искусственных спутников Земли.
Попросту — вхождение в пятёрку крупнейших космических держав.Нам любое море по колено, нам любое дело по плечу
Начнём с того, что почти всё это уже было раньше. В «мрачном советском прошлом». И собственное ракетостроение, и украинские космонавты, и запуск спутников. Потом как-то все постепенно рассосалось. Контракт на совместную постройку космодрома в Бразилии и изготовление ракет-носителей «Циклон-4» для него, после серии срывов договорных обязательств украинской стороной, бразильцы разорвали. Космодром начали перестраивать под российские ракеты. И саму «космическую гавань» теперь доделывает «страна-агрессор».
Совместный российско-норвежско-украино-американский проект «Морской старт» «загнулся» из-за дуболомства украинских властей, запретивших сотрудничество с Россией в ракетно-космической отрасли. У украинских ракетостроителей просто не оказалось комплектующих для ракет «Зенит»: они не выпускаются на Украине. А потом «Неньку» и вовсе вывели из состава учредителей проекта.
Будущая «великая космическая держава», претендующая на вхождение в ТОП-5 ракетно-космических стран, до сих пор не имеет ни одного своего спутника, хотя ими уже обладают даже некоторые африканские страны. Например, Гана, запустившая таковой в 2017 году. Нет, сам-то спутник с именем собственным «Лыбедь» канадцы Украине состряпали ещё в 2011 году, но с тех пор Незалёжная всё никак не может отправить оный на орбиту. Ей, как плохому танцору, то финансовые проблемы мешают, то сотрудничество с Россией. Теперь вот «засилье государственных предприятий в космической отрасли». Причём так сильно помешало, что Верховная Рада «в турборежиме» (новое модное выражение украинских СМИ) приняла в двух чтениях законопроект № 1071, открывающий возможность разрабатывать космическую тему частным компаниям.
Вот и подсуетились ребятки из Днепропетровска, занимавшиеся до того грузоперевалкой зерна. И не надо рассказывать про то, насколько далеки баржи, гружёные кукурузой, от ракет-носителей. Вон Илон Маск тоже с логистики интернет-магазинов начинал. Разобрался же с тем, как ракеты устроены и как их запускают. Разберутся и грузчики дважды жовто-блакытнознамённой кукурузоносной фльоты.
Не собачья конура, но что-то близкое
Нет, я вовсе не пытаюсь оскорбить украинских инженеров-ракетчиков, в чём меня однажды обвиняла редактор одного из интернет-изданий, после того как я очень едко прошёлся по идеям Турчинова создать «вундерваффе» из списанных зенитных ракет 1960-х годов разработки. Настоящих инженеров, знающих своё дело и умеющих применить на практике знания, я уважаю. Но, поверьте, мне как начинавшему свою трудовую деятельность именно в ракетно-космической отрасли, просто смешно читать бред, излагаемый главой фирмы Space Logistics Дмитрием Легезой и его заместительницами, идеологом проекта «Город детей» Татьяной Люлькой и юристом Марией Кирпачёвой.
Начнём с того, что семёрка гарных хлопцев и девчат намеревается всего за пятьдесят миллионов долларов и пять лет строительства облагодетельствовать Украину полноценным космодромом. И не абы каким, а который позволит обогнать минимум двенадцать государств, уже имеющих действующие космодромы. Причём четыре страны из тех, которые намереваются оставить за кормой днепропетровские мечтатели, имеют на данный момент два и более уже действующих космодрома. Ведь именно это следует из их заявления про выход в пятёрку космических лидеров. Да вот только пятидесяти миллионов хватит лишь на то, чтобы проложить автодорогу к месту этого «космодрома» и выкопать котлован под стартовую площадку. Даже не забетонировать жёлоб для отвода вырывающихся из ракетных двигателей раскалённых газов, а просто вырыть котлован.
Ну ладно. Пусть чуть-чуть (на пару-тройку порядков) просчитались ребятки со стоимостью постройки реального космодрома. Но любая ракетная стартовая площадка строится под конкретную ракету-носитель. Что же нам впаривают Легеза, Люлька и Кирпачёва? «Мы строим космодром, после чего предлагаем всем желающим приходить на него и запускать свои ракеты». Это, простите, как? С каких стартовых столов, рассчитывающихся под строго определённое «изделие»? Ракеты-то бывают тяжелее, легче, толще, тоньше, длиннее, короче. Не говоря уже про состав топлива, от которого зависит даже состав бетона жёлоба, отводящего раскалённые газы.
Не напоминает бездарно зарытые в землю Леонидом свет Данилычем полмиллиарда долларов, по ошибке именуемые нефтепроводом Одесса–Броды? Его тоже строили, чтобы каждый желающий мог прийти со своей нефтью в одесский порт, а после перекачки в Броды закачать её в нефтепровод «Дружба». Итог напомнить? Два года трубы ржавели, потому что дураков не нашлось, а потом «стройку века» приспособили для прокачки нефти в обратном направлении ? из клятомоскальской «Дружбы» в Одессу.
Впрочем, с составом топлива руководство Space Logistics уже определилось — исключительно керосин и жидкий кислород: экология форева, вредные гептил с азотной кислотой — маздай! То есть уже далеко не с каждой ракетой можно прийти в украинскую «космическую гавань» и пульнуть в небушко спутничком. Так и запишем. И ещё раз про Одесса–Броды вспомним.
С умом или без ума?
«Удачно» выбрано и место для будущего космодрома — Херсонская область. Не самая, конечно, густонаселённая, но с очень развитым сельским хозяйством. И даже если предположить, что космодром забабахают в самой западной точке области, то отработавшие ступени ракет начнут сыпаться на территорию Черноморского биосферного заповедника. И это вряд ли кому-нибудь понравится. Не на неё, так точно по курсу полёта ракет ещё немало: нацпарк «Олешковские пески», Аскания-Нова, Азово-Сивашский национальный парк. Да и просто населённых пунктов хватает. Ещё 400 километров ? и российские территориальные воды… Дальше нужно продолжать или самостоятельно попытаетесь предположить реакцию России на такие «подарки с неба»?
Но это если ракеты в правильном направлении запускать. Ведь их, как известно, обычно пускают с запада на восток. Причина предельно проста: при этом естественное вращение Земли придаёт ракете дополнительную скорость. Значит, нужна меньшая мощность ракеты, чтобы вывести спутник на орбиту. И чем ближе к экватору, тем быстрее линейная скорость вращения поверхности Земли (при неизменной угловой скорости вращения), тем эффективнее работает такая «катапульта». Не зря же в том же проекте «Морской старт» запуск спутников производится непосредственно на экваторе, а бразильцы устроили космодром «Алькантара» как можно ближе к условной линии, делящей планету на Северное и Южное полушарие.
Но ребята из Space Logistics лёгких путей не ищут! Один из прорабатываемых ими вариантов — запуск по такой траектории, чтобы отработанные ступени их ракет падали… в Средиземное море. То есть вращение Земли им не просто не будет помогать, а ещё (скрывают они траекторию своих запусков, скрывают!), возможно, и мешать станет. Так что придётся им вместо полезной нагрузки в ракетки побольше керосинчика заливать. В ущерб весу запускаемых спутников. И где уж тут до мирового лидерства в космических запусках, если проект изначально менее рентабелен, чем у тех, кто по науке действует, а не исходя из «революционной целесообразности».
Нельзя сказать, что специалисты по наполнению трюмов кукурузоносной фльоты совсем уж ни о чём не думали. Трудно сказать, сами они додумались или умные люди подсказали, но допёрли мальчики и девочки из Space Logistics, что ради того, чтобы обойти перечисленные выше «овраги», разумным будет запуск ракет сверхлёгкого класса. Разумеется, гладко у них всё получилось, на бумаге-то. Да только…
Во-первых, ещё никто в мире не использует для реальных запусков в космос одноступенчатые ракеты, обломки которых сгорят в плотных слоях атмосферы, но не затронут никакой сопредельной территории. Просто одноступенчатые ракеты жутко неэффективны. И даже использование «полутораступенчатых», т. е. тех, что запускаются с использованием стартовых ускорителей, чревато неприятным падением на голову всяческого железа.
Во-вторых, сверхлёгкие носители способны вывести на орбиту полезный вес всего в несколько десятков килограммов. Даже пресловутую «Лыбедь», весящую 1200 кг, не запустить. Не говоря уже о «паровозиках» из десятков спутников, выводимых на орбиту россиянами и американцами. И для того чтобы пробиться в пятёрку самых результативных стран, занимающихся коммерческими запусками спутников, эти сверхлёгкие ракеты нужно не просто пускать в небо со скорострельностью пулемёта, а и штамповать их с производительностью роторной линии для производства патронов. Кроме того, стоимость пуска включает в себя не только цену ракетных топливных баков и сожжённого керосина, но и замену массы стартового оборудования после каждого пуска: от шлангов, кабелей и разъёмов до огромных стальных мачт, удерживающих ракету на стартовом столе. И пятьюдесятью миллионами долларов при постройке космодрома с такой «скорострельностью» не обойтись, ведь не одну стартовую установку для этого придётся иметь, а несколько: пока на одной ракету для нового старта устанавливают, на остальных идёт ремонт всего того, что во время предыдущего старта сгорело, оплавилось, деформировалось.
***
Вывод из фантазий руководителей днепропетровской логистической компании, ныне развлекающих публику рассказами о межпланетном шахматном… простите, об украинском великом космическом будущем, только один. Ребята решили чуток срубить бабла на модной теме. Желающие стать инвесторами «украинского космодрома», как они утверждают, имеются. И даже не скрывают того, что «разводят лохов». Как выразился сам Дмитрий Легеза, «появилось окно возможностей, депутаты, которые ничего не понимают». Ну а когда «ничего не понимающие» скинут деньги «на космодром», дело, считай, сделано. Там либо ишак сдохнет, либо падишах помрёт. Либо вступит в действие «юрист по международному частному праву», которого специально для этого ввели в руководство Space Logistics.
Александр Горохов, ИА Альтернатива