Последнее время в России наметилась тенденция: горожане переезжают в деревни, причем необязательно в ближнее Подмосковье или Подпитерье. Нередко в качестве нового места жительства они выбирают тверскую, рязанскую или вологодскую глушь.
Я сделала свой выбор шестнадцать лет назад. Судьба вырвала меня из городской «двушки» улучшенной планировки и забросила в деревню, в дом, в котором в подвале стояли газовые котлы, на кухне — газовая колонка, а ведро с мусором надо было выносить метров за 150. Тем не менее я сделала вывод — в квартиру попрошусь, только когда буду на ночь складывать зубы в стакан. А пока — только свой дом!
Свой дом дает человеку практически неограниченную свободу.
Кусок земли, на котором хочешь — загорай, хочешь — танцуй, хочешь — разводи орхидеи, собак или бойцовских петухов. Свой дом — это практически неограниченные возможности расширения жилплощади вверх, в стороны и даже вниз. Родился еще один ребенок — взял и пристроил комнатку. Выросли дети, переженились — можно пристроить хоть крыло с отдельной кухней.
В своем доме ты не просыпаешься среди ночи от того, что соседям снизу вздумалось подраться, соседке сверху приспичило выяснить, где ее муж шлялся всю ночь, а у соседей слева запела прокладка в кране. Свой дом — это почти полная автономия от коммунальщиков: тебе не отключат горячую воду на неопределенный срок, температуру в котле регулируешь в соответствии со своими потребностями, по вечерам не надо тащиться на загаженную лестничную клетку, чтобы выбросить мусор. До сих пор с содроганием вспоминаю наш оплеванный, заросший слоями грязи мусоропровод, который вонял так, что первый этаж проскакивали, заткнув нос. А лифт? Тот же мусоропровод, только для перевозки людей, в котором кто-то регулярно справлял то малую, то большую нужду. Ну так вот — жители собственных домов ото всех этих радостей избавлены.
Жизнь в деревне — это, конечно, к природе ближе, это поющие по утрам птицы и скачущие по улицам зайцы, это лисица, прошмыгнувшая на ваш участок в поисках мышей, и лягушачьи концерты в апреле, это шелест березы под окном и басистое гудение шмеля в розах, это запах свежескошенной травы и пыхтение ежика под крыльцом. Это рассвет, который стучится в твои окна и натуральные, а не пластмассовые звезды, освещающие спальню. Это чистый воздух, тишина и кристальная роса на сочной траве.
Однако жизнь в деревне одновременно имеет и свои недостатки. Деревня — это отсутствие привычных бутиков, а порой и обычных магазинов. Мне, например, до ближайшего супермаркета приходится ехать на машине. В деревнях обычно нет канализации, решать вопрос с грязными водами надо будет самим, а самим — это либо откачивать по ночам под бок соседям, за что вам грозит скандал, а то и штраф, либо заключать договор с местным жилкомом, чтобы раз-два в месяц к вам приезжала бочка. А бочка приезжает не когда вам надо, а когда водитель не пьян, есть бензин и подошла ваша очередь, то есть день обычно проходит в томительном ожидании этой самой бочки. Или ставьте септик с компрессорами тысяч за сто сорок.
Деревня — это медицинское обслуживание, в самом лучшем случае представленное фельдшерицей Валей 20-го года рождения, помнящей из медицинских средств только валидол и клизму. Школы и детские сады здесь тоже большая редкость, а если и есть, то они такие, что лучше бы их не было. Это зачастую отсутствие мусорных баков. Все жизненные потребности — купить вещи и продукты, учить детей, лечиться, посещать солярии и косметические салоны — удовлетворять вы будете только в городской инфраструктуре. Исходя из этого, 5-7 километров от черты города — тот максимум удаленности, который вы сможете себе позволить без ущерба для здоровья, быта и развития детей.
А еще деревня — это общественный транспорт раз в полтора часа. Поэтому жить в современной российской деревне, не имея автомобиля, невозможно. Отвезти и привезти детей из садика, кружков и школы, поехать в больницу, вывезти мусор — все это будете делать вы на своем личном транспорте.
Деревня — это плохие в самом прямом и полном смысле этого слова дороги. Настолько плохие, что сердце сжимается от сочувствия к ходовой части автомобиля, раскачивающегося на ухабах как яхта на девятибалльных волнах. А если в вашей деревне эти дороги чистят зимой, то считайте, что вам крупно повезло. Что касается вашего собственного участка, то тут, понятное дело, все в ваших руках.
Меня часто спрашивают, велики ли коммунальные платежи за свой дом. Что дешевле — квартира или дом?
Я не владею информацией, насколько высоки сейчас квартирные платежи, а по стоимости жизни в доме могу сказать, что многое зависит от того, в каком регионе и в каком районе расположен дом, а также от того, какие именно коммуникации в доме имеются.
Электричество сейчас есть везде. Жители деревень платят на рубль дешевле за киловатт, чем жители городов.
Газ — если он есть, то сумма платежа зависит от отапливаемой площади. У знакомых в месяц уходит в среднем 4000—4500 рублей в больших двухэтажных домах. Вода будет бесплатной, если у вас на участке будет свой колодец, а если водопроводная (да, такое тоже случается в отдельно взятых деревнях), то будете платить. Еще к обязательным расходам надо добавить ежегодные налоги на недвижимость и на землю. Сумма этих налогов зависит от даты постройки дома, его размера и материала, а по земле — от размера участка. В разных регионах ставки могут разниться, разброс впечатляет: от 300 рублей до десяти тысяч за участки одинаковых размеров. Но это еще не все.
Если в многоквартирном доме значительная часть работ по поддержанию дома выполняется коммунальщиками, за что, собственно, они и взимают с вас ежемесячную плату, то в своем доме чинить крышу и стены, менять батареи и окна вы будете полностью за свой счет. А уж дела в своем доме всегда найдутся — то сайдинг отойдет, то лист кровли ветром приподнимет, то полы заскрипят, то крыльцо перекосится. Участок надо ровнять, удобрять, при необходимости перепахивать, засаживать газонной травой, косить. А все это стоит денег. Поэтому, если сравнивать стоимость проживания в квартире и в своем доме с учетом всех этих нюансов, то дом обходится примерно так же, как двухкомнатная квартира.
Свой дом — это обилие разного оборудования, за которым необходимо следить: газовые, электрические или дровяные котлы, расширительные баки, бойлер для горячей воды, насосы в отопительной системе, в колодце и в выгребной яме, фильтры для воды, дымоходы, электрические и газовые счетчики, различные клапана, вентили и краны. Само собой, они тоже иногда выходят из строя и их приходится менять. А если в вашей деревне нет газа, то вам каждый год придется закупать дрова или уголь.
А еще свой дом — это земля, несколько соток, от шести до двадцати, за которой тоже надо ухаживать: выравнивать, удобрять, засевать газонной травой или разделывать под грядки, регулярно косить.
Кроме всего этого, есть еще один немаловажный аспект деревенской жизни.
Деревня — это экосистема, в которой все зависят друг от друга. Вы поставили себе уличный туалет, а у соседей начало пахнуть. Что будет? — правильно, соседи придут ругаться. Вы у себя прокопали колодец, а у соседей ушла вода. Вы посадили яблоню у забора, посчитав, что ей там самое место, а соседи к вам опять с претензией. Вся эта деревенская жизнь регулируется целым сводом нормативов и правил, которые вам диктуют, что, где и на каком расстоянии на своем участке вы можете ставить, сажать и копать. В этом плане в квартирах как-то поспокойней, никто вам не предъявит претензий, что шкаф вы поставили посреди комнаты, а тень от вашей пальмы загораживает вид на холодильник.
По опыту знакомых могу сказать, что не все семьи способны прижиться в деревне, сродниться с ее особым менталитетом, свыкнуться с бытовыми особенностями. Конечно, предпринимать такие глобальные шаги по переменам в своей жизни, как переезд из города в деревню, следует только хорошенько ознакомившись с нюансами деревенской жизни, в частности в том регионе и еще лучше — в конкретной деревне, куда вы собрались переехать. Ну и не забывать поговорку «не купи дом — купи соседа».
Я живу в деревне уже шестнадцать лет, и до сих пор иногда сталкиваюсь с подводными камнями этой жизни. И все равно, несмотря на все трудности, переезжать в город мне не хочется.
Лилия Малахова