Балканы – это традиционный «пороховой погреб Европы» и место столкновения «русского» и «западного» миров. После развала Югославии Сербия осталась, наверное, единственной по-настоящему дружественной страной в этом ключевом регионе Старого света. Соединенные Штаты Америки приступили к разработке некой программы «по борьбе с русской активностью на Балканах». И что же мы видим?
Идущие с декабря прошлого года в Сербии протесты перешли на новый уровень. На улицы Белграда массово вышли протестующие, на некоторых одеты желтые жилеты. Группа активистов ворвалась в здание сербского телецентра, и лишь благодаря корректным действиям полиции удалось избежать человеческих жертв. В воздухе неуловимо витает слово «Майдан». Знакомый с украинскими событиями президент Вучич предупредил, что власти будут жестко реагировать на акты насилия. Напомним, протесты начались прямо к визиту в Сербию президента Российской Федерации Владимира Путина и с тех пор не прекращались.
Кто вышел на улицы? Против действующей власти объединились весьма разнородные представители политических сил. Это и левые, и либералы, и правоцентристы, и сторонники, и противники евроинтеграции. Никакой общей конструктивной программы у них нет, их объединил общий протест против президента Вучича и требование его отставки и досрочных перевыборов:
Единственное требование, которое мы выдвигаем, — это прекращение правления плохого политического режима. Мы хотим выборов, но свобода должна быть на первом месте.
Протестующие называют Вучича «вором», а тот в ответ представителей оппозиции – «олигархами» и «фашистами». Утверждается, что негласным советником президента является сын миллиардера Джорджа Сороса, имеющего крайне неоднозначную репутацию. В целом, риторика весьма знакома тем, что видел подготовку к украинскому Майдану. Получается, Госдеп намерен свергнуть нашего «братушку» Вучича, как Януковича?
Для правильного понимания ситуации необходимо отдавать себе отчет в том, что президент Вучич, в целом, не является пророссийским лидером. Он является представителем проевропейских сил. Пророссийски настроено само население Сербии, в отличие от правящих элит, которые вынуждены проводить «многовекторную политику» и заигрывать с Кремлем своей риторикой.
Спокойно увести Сербию в состав Европейского союза и НАТО тому же Вучичу мешают очень серьезные внутренние причины:
Во-первых, это вопрос Косово. Напомним, что этот важнейший для сербского народа регион страны был отторгнут от нее при активнейшем содействии США и стран Запада. Оппозиция обвиняет Вучича в том, что тот готов признать «Республику Косово» и произвести территориальный обмен. Но эксперты по Балканам это опровергают:
На деле Вучич не идет на уступки Западу в вопросе признания Косово, и Запад уже не знает, как заставить Белград пойти на это. Перебраны были все варианты: переговоры с Приштиной застопорились настолько, что вряд ли будут продолжаться, экономическое давление не помогло.
Во-вторых, сербы прекрасно помнят, как несколько десятилетий назад страны НАТО помогли разорвать на части Югославию, а затем бомбили Сербию и ее столицу. Евроинтеграция же означает непременное вступление Сербии в Североатлантический альянс, что выглядит по сути аморально и является верхом цинизма.
В-третьих, необходимо учитывать особое отношение сербского народа к России и русским, которые неоднократно приходили на выручку. Напомним, сербы – единственные из всех наших «братушек», которые не принимали участие во Второй Мировой войне против СССР на стороне Третьего рейха. Вступление же в НАТО автоматически поставит Сербию по другую сторону.
С учетом этих факторов, создается впечатление, что США приняли решение заменить умеренно прозападного президента Вучича на более радикального, который начнет настраивать сербов против России и примет все требования Запада по Косово, мотивируя это необходимостью получения военной защиты со стороны НАТО от «русских империалистов», проводящих «ревизионистскую политику».
Автор: Сергей Маржецкий