Неделя явно не задалась для ВВС США: в Афганистане одна за другой произошли две авиакатастрофы. В первой американская авиация потеряла специализированный самолет связи Bombardier E-11A BACN, во второй – военный вертолет. Запрещенное в РФ движение «Талибан» заявило, что оно сбило обеих «птичек. Однако ряд обстоятельств позволяет увидеть за этим «руку Ирана».
Наибольший интерес представляет собой катастрофа самолета E-11A. Изначально сообщалось, что потерпел крушение над Афганистаном гражданский лайнер Ariana Afghan Airlines. Чуть позже стало известно, что упал военный самолет связи Bombardier E-11A BACN. Талибы заявляют, что его сбили они, американцы это отказываются признавать.
Этот самолет, его содержимое и пассажиры очень примечательны. По сути дела, перед нами летающий узел связи и ретранслятор (Battlefield Airborne Communication Node - BACN). Он предназначен для обеспечения устойчивой связью в условиях горного рельефа в зоне 300 километров между абонентами, не имеющими прямой видимости между собой. Благодаря ему собираются и распределяются разведданные, координируются авиационная и артиллерийская поддержка. Этот специализированный борт напичкан оборудованием, обеспечивающим «Тактический Интернет» для американских военных.
Штука очень полезная и секретная. Попадание ее в руки потенциального противника может многое полезного тому поведать. Судя по фотографиям с места крушения, самолет не столько рухнул, сколько совершил очень жесткую посадку, его корпус частично обгорел. Можно предположить, что кое-что из начинки Bombardier E-11A BACN могло уцелеть и достаться талибам.
Второй примечательный момент касается пассажиров самолета. По имеющимся данным, на нем было много сотрудников ЦРУ, среди которых наиболее выделяется Майкл Д'Андреа. Это разведчик высокого уровня, который отметился в Танзании, Египте и Ираке. С 2017 года он курировал Иран. Это означает, что данный региональный руководитель ЦРУ причастен к убийству генерала Касема Сулеймани.
Возникает закономерный вопрос, а нет ли в этих событиях в Афганистене «длинной руки Тегерана»?
Когда после гибели Сулеймани мы рассуждали, каким может быть ответ Ирана на удар США, логика подсказывала, что приоритет может быть отдан действиям через его многочисленные прокси-структуры. В качестве приоритета Тегеран избрал демонстративный ракетный обстрел американской военной базы в Ираке. Но не исключено, что и от действий чужими руками он отказываться не стал.
На самом деле, Иран ведет весьма тесное сотрудничество с Афганистаном и Талибаном. Две страны имеют общую границу. Несмотря на то, что их народы исповедуют разные течения ислама, в Афганистане много персоязычных людей, хорошо относящихся к Ирану. В 2018 году МИД Исламской Республики публично высказался в поддержку «Талибана»:
Будущее в Афганистане было бы невозможно без какой-либо роли для талибов.
В том же году Тегеран стал крупнейшим торговым партнером официального Кабула. На территории Ирана проходят обучение сотни бойцов «Талибана», которое проводят иранские спецназовцы. По данным британского издания Times, это делается с целью усиления борьбы с США, НАТО и запрещенным в РФ ИГИЛ (ДАИШ):
Иранцы предложили проводить тренировки с двумя условиями: мы должны сфокусироваться на противоборстве интересам США и НАТО в Афганистане и увеличить натиск на ДАИШ.
Складывается любопытная картина. Если допустить, что талибы говорят правду, и Bombardier E-11A BACN сбили они, то как-то уж очень удачно на его борту оказался обидчик Ирана, один из начальников ЦРУ Майкл Д'Андреа. Откуда-то у талибов, помимо разведданных, взялось оружие, способное сбить специализированный военный самолет, напичканный секретным оборудованием, и вертолет. В общем, есть над чем задуматься.
Автор: Сергей Маржецкий