О первом туре выборов на Украине пишут много. И прежде всего – о феномене Владимира Зеленского, фактически воплотившего в себе кандидата «против всех». Большинство проживающих на юго-востоке страны в предшествующие выборам месяцы практически единодушно отдавали свои предпочтения именно ему.
Но постараемся объективно разобраться не в феномене Зеленского, а в том, как распределились следующие за фаворитом кандидаты в президенты – Порошенко, Тимошенко и Бойко.
Анализировать проигрыш бандеровцев нет смысла – их впервые протащил в парламент Янукович, массовой поддержкой избирателей они никогда не пользовались, оставаясь маргиналами и пушечным мясом «майданов».Другое дело – вышеупомянутое трио
С Порошенко всё ясно. За пять лет он реально не сделал для избирателя ничего хорошего. К тому же переборщил, сваливая вину за всё плохое на Россию. Когда 24 часа в сутки 365 дней в году по любому поводу отовсюду слышно «Это Путин виноват», реакция отторжения очевидна. Тем более когда говорит об этом Порошенко: обманщику, коррупционеру и миллиардеру веры нет – её к выборам сменила ненависть. С очевидным результатом.
Понимая это, Порошенко в полной мере использовал админресурс. На Украине глава государства в нормальных условиях способен за счёт административного давления и фальсификаций добавить себе около 3% голосов. Яркий пример – Ющенко, который с популярностью около 2% сумел набрать на выборах 2010 года 5,75%.
Вполне очевидно, что в условиях весьма ограниченной свободы, особенно в зоне так называемой ООС (ранее АТО), Порошенко существенно увеличил количество голосов в свою пользу.
Достаточно посмотреть на разрыв между Порошенко и Тимошенко (всего 2,55%), чтобы понять: второе место получено уже за счёт «мирных» трёх процентов. Притом что по результатам как прошлогодних, так и этого года самых разнообразных опросов рейтинг Порошенко колебался от 9 до 17,1 процентов по самому лояльному к нему опросу. При этом тот же опрос давал Тимошенко 17,4% голосов.
Могла ли Юлия Владимировна повторить свой рекорд 2010 года, когда она в первом туре президентских выборов набрала 25,05%? Нет.
Дело в том, что на те выборы она шла в ранге премьер-министра. Имея как раз тот самый админресурс и реальную помощь России, которая поддерживала отнюдь не Януковича.
Напомню, в 2009 году Тимошенко подписывает в Москве договор о поставках газа, согласно которому в предвыборный 2009/10 год Украина получает 50-процентную скидку на газ. Помимо этого, Россия производит предоплату за транзит газа через территорию Украины сразу на полтора года вперёд и позволяет премьеру Тимошенко отобрать у Фирташа 10 млрд кубометров газа по заниженной цене.
Полученные миллиарды премьер-министр Тимошенко бросает на громкие акции – идёт закупка машин скорой помощи для села, начинаются выплаты населению по ещё советским долгам на сберкнижках и так далее.
Ничего подобного на этих выборах у Юлии Тимошенко нет. А вот негатив от её деятельности в течение последних 20 лет остался. И прежде всего для избирателей Юго-Востока она была и осталась «газовой принцессой», «Жанной д’Арк оранжевой революции», политиком, навсегда связанным с украинским национализмом. Той, которая при Ющенко предлагала обнести Донбасс колючей проволокой, а при Порошенко – «расстрелять ядерным оружием».
При этом она недостаточно хороша и для избирателей Галиции. Да и для всей Западной Украины, наиболее агрессивная часть которой отдала голоса самым радикальным кандидатам: новому-старому экс-главе СБУ Смешко, экс-министру МВД Гриценко, Ляшко и прочим. А менее радикальная часть голосовала за Порошенко, исходя из того, что «коней на переправе не меняют».
Поэтому полученные результаты первой тройки удивления не вызывают и были вполне предсказуемы.
Гораздо обиднее четвёртое место Юрия Бойко, считающегося кандидатом от Юго-Востока. Почему «считающегося»? Прежде всего, потому что он принадлежит к тем чиновникам, которые во время правления Ющенко занимали руководящие должности. И вместе с тогдашним премьером Януковичем министр топлива и энергетики Бойко ассоциируется с властью Ющенко. Ради власти пошедшим на союз с «оранжевыми», согласившимся на «путь в ЕС и НАТО».
Должность вице-премьера, которую Бойко занимал в период правления Януковича вплоть до вооружённого переворота в феврале 2014 года, равно как и руководство «Оппозиционным блоком» уже в период правления Порошенко, тоже на Юго-Востоке расцениваются как предательство. Люди не глупы и прекрасно понимают, что, по сути, такая «оппозиция» легитимизирует режим Порошенко, придавая ему вид демократии.
Даже те из «пророссийских» избирателей, кто не помнит подробностей биографии Героя Украины Юрия Бойко, считают его высшим чиновником и членом партии Януковича, которая сначала допустила Майдан, а потом прекрасно продолжила жить уже под Порошенко. И часть негатива от нынешнего безрадостного существования неизбежно досталась Бойко.
Не меньший вред нанёс и раскол условно пророссийских сил практически в разгар избирательной кампании. Бессмысленно заниматься конспирологией, рассуждая о том, по каким причинам откололся Мураев и почему отдельно пошёл на выборы Вилкул. Безусловно, дело отнюдь не только и не столько в личных амбициях. Перед нами классический раскол потенциально опасных соперников.
Итоговые цифры наглядно демонстрируют успех противников прихода к власти даже теоретически ориентированных на Россию политиков. Юрий Бойко – 11,68%, Александр Вилкул – 4,15%. В сумме – 15,83%. Был бы выдвинут единый кандидат, без скандала и раскола в «Оппоблоке», за него отдали бы голоса ещё большее количество избирателей. Но даже эта суммарная цифра лишь на сотые процента уступает набранной Порошенко. Де-факто можно говорить о том, что ориентирующаяся на Рината Ахметова часть «Оппоблока» сознательно лишила избирателей Юго-Востока даже призрачного шанса переломить историю многострадальной Украины мирным путём.
Что ещё чрезвычайно важно в итоговых цифрах и о чём не говорят аналитики
Важно то, что, невзирая на трёх вполне проамериканских лидеров первого тура, четвёртое место Бойко и отданные Вилкулу голоса доказывают: реально после двух «майданов» и более 10 лет правления поставленных извне вождей победить на действительно демократических выборах, прийти к власти законно, удержать власть благодаря поддержке населения – они не в состоянии.
Не могут даже с учётом того, что минимум шесть миллионов русских по крови или состоянию души граждан Украины в выборах участия не принимали. Часть из них успела «уплыть» вместе с Крымом, часть с трудом отбилась на Донбассе, часть уехала за пределы Украины – в первую очередь в Россию – и была лишена Киевом возможности голосовать. Но даже при этом, не расколись тот самый якобы пророссийский «Оппозиционный блок», Юрий Бойко вышел бы во второй тур.
Именно потому, что антироссийские силы на Украине всегда находились в меньшинстве, они приходят к власти исключительно в результате незаконного силового её захвата. И даже сегодня, после потери миллионов голосов русских избирателей, они не в состоянии оставаться у власти без беспрецедентного силового и административного давления, без банд бандеровцев разных оттенков, без политической, финансовой и военной помощи «всего цивилизованного человечества».
Всё, на что способны местные антироссийские силы, представленные прежде всего Галицией, – это тотальное разграбление некогда самой богатой и процветающей республики СССР. Понимая, что власть они всё равно неизбежно потеряют, спешат урвать кусок побольше.
И это полностью устраивает западных кукловодов. Наивных глупцов там нет – есть понимание, что через несколько лет Россия всё равно придёт на эти многострадальные земли. А пока не пришла, они по возможности оттягивают «время Ч». Делая всё возможное, чтобы нам досталась очередная максимально нищая руина. Далеко не первая.
И, дай Бог, последняя.
Михаил Онуфриенко