На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

У Зеленского раскрыли содержание плана «Б» на случай провала грядущих переговоров в Париже

Украина собирается встать против Донбасса стеной

Украина готова провести конституционную реформу и предоставить Донбассу особый статус. Однако речь не идет о федерализации или автономии — только о «децентрализации». Об этом заявил помощник президента Украины Андрей Ермак. При этом, по словам Ермака, Киев не исключает и некоторых конституционных изменений, которые будут касаться передачи части полномочий на места.

Помощник президента Зеленского особо отметил, что продление закона об особом статусе Донбасса зависит от результатов запланированной на 9 декабря 2019 года встречи лидеров «нормандской четверки». По его словам, только после саммита в Париже президент Украины будет готов внести на рассмотрение Верховной Рады соответствующий законопроект.

Кроме того, Ермак рассказал и о загадочном плане «Б», который имеется у Киева на случай отсутствия прогресса во время встречи «четверки». Как и следовало ожидать, этот план состоит в том, чтобы изолировать Донбасс. По мнению Зеленского, если Киев не увидит у России готовности к мирному процессу — тогда Украина примется «не в фигуральном плане строить стену и жить дальше». «К сожалению, мы будем жить по сценарию замороженного конфликта», — подчеркнул он.

Ранее министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко говорил, что никаких изменений в Конституцию страны об особом статусе Донбасса внесено не будет, речь может идти только о децентрализации. Как понимать этот вопиющий разнобой в киевской властной верхушке?

По словам аналитика Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгения Валяева, при Порошенко реализация Минских соглашений была невозможна из-за политической линии прежнего украинского президента. Который не стремился к компромиссам, так как его устраивало замороженное состояние конфликта на юго-востоке страны.

— Из-за этого Владимир Зеленский оказался в сложном положении. Желание распутать этот клубок, у него присутствует. Но как только начинается публичное обсуждение способов реализации Минских соглашений или «формулы Штайнмайера», так среди украинского общества повышаются критические настроения. За время правления Порошенко украинское общество успело глубоко впитать мысль, что Минские соглашения и «формула Штайнмайера» отвечают интересам исключительно российской стороны. И не отвечают интересам Украины. Поэтому еще недавно окружение Зеленского опровергало саму возможность изменений в Конституции «под Донбасс». Сейчас же об этом говорится как об обязательном шаге, на который готов пойти новый украинский президент.

Словесная эквилибристика помощника украинского президента Андрея Ермака показывает, в каком сложном положении приходиться работать Зеленскому, чтобы соблюсти интересы и настроения украинского общества, но при этом продвинуться в переговорах в рамках «нормандского формата». Отсюда мы и слышим от украинской стороны, что, оказывается, у слов «децентрализация», «федерализация» и «автономия» есть существенная разница. Хотя, по большому счету, эти термины говорят, в общих чертах, об одном и том же: что Украина обязана провести конституционную реформу, предполагающую децентрализацию. А также принять широкое законодательство об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Слова Андрея Ермака показывают, что у Киева присутствует стремление реализовать политическую часть Минских соглашений. Как это будет называться в Конституции — вопрос второстепенный и требующий обсуждения. Главное — это само изменение Конституции Украины. Особый статус Донбасса — это обязательное условие «Минска».

«СП»: — При каких условиях возможна реальная федерализация этой страны?

— Чтобы произошла федерализация Украины, должен быть сформирован запрос на это и у других ее восточных регионов. На данный момент такого консенсуса существовать не может. Так как украинское общество любую федерализацию, даже выгодную стране, будет рассматривать через призму интересов и стремлений Москвы. Которые многие граждане Украины считают недобросовестными по отношению к их стране.

На данный момент среди украинского общества пользуются популярностью лозунги о единстве Украины несмотря ни на что. Хотя политически (и выборы президента это показали) у разных частей этой республики весьма разные взгляды на настоящее и будущее страны. Украинское общество все равно остается политически и идеологически поляризированным.

Если говорить об автономии и децентрализации, то противоречий у этих терминов не существует. Когда Андрей Ермак говорит, что Украина готова выполнить положение Минских договоренностей, которое предусматривает проведение конституционной реформы в части децентрализации, то речь идет о передаче части полномочий из центра в регионы. А также о том, что отдельные районы Донецкой и Луганской области (нынешние ДНР и ЛНР) получат дополнительные полномочия. Юридически такие отношения и называются автономией. Автономия позволяет руководствоваться собственными нормами и правилами в определённых пределах. Также такие отношения можно называть и самоуправлением.

Нужно понимать, что Андрей Ермак поделился своими мыслями о будущих переговорах в «нормандском формате» на встрече в Лондоне, организованной британским аналитическим центром в области международных отношений Chatham House. При такой публике, которая жаждет от Киева, скорее, порошенковского алармизма, чем стремления к компромиссам, нельзя было максимально честно обсуждать Минские соглашения. Поэтому Ермаку пришлось проявлять дипломатические способности, чтобы выглядеть максимально бескомпромиссно на фоне будущих компромиссов. На это приходится идти также и из-за все возрастающего внутриполитического давления на президента Зеленского. Ошибок от него ждут многие украинские политические силы. Не только Петр Порошенко, но и Юлия Тимошенко, и Святослав Вакарчук.

Если встреча в Париже пройдет успешно (а на это указывает множество факторов), то Киеву придется действовать, реализуя эти непопулярные решения. Также кабинету Зеленского придется продлевать существующий закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Но уже в следующем году в него будут внесены актуальные изменения, которые должны будут устроить все стороны. Киев будет стремиться к минимальному соблюдению политических требований Минских договоренностей. А ДНР и ЛНР при участии Москвы примутся лоббировать максимальную автономию. Но это уже тема для последующих переговоров в рамках «нормандской четверки».

После встречи в Париже должно произойти самое важное: стороны должны начать диалог. Должен прекратиться огонь на линии фронта, произойти обмен пленными. Если эти пункты 9 декабря будут согласованы, то можно будет говорить об успешности проведенной встречи.

«СП»: — А как насчет заявленного Ермаком «плана Б»?

— В случае, если переговоры в Париже окажутся провальными, то разговоры про стену стоит воспринимать, скорее. как блеф. Во-первых, максимально прочная, хотя и идеологическая, нравственная стена была возведена между Украиной и народными республиками Донбасса еще при Петре Порошенко. Возвести еще более крепкую стену непонимания очень сложно. В этом деле достигнута максимальная точка.

Во-вторых, прогресс в переговорах сейчас зависит именно от Киева — от его принятия или непринятия сценариев по реализации «Минска». Москва за последнее время показала, что готова к диалогу. Россия подходит ко встрече с целым рядом успешных кейсов, показывающих конструктивный настрой: обмен пленными по формуле 35 на 35, передача Киеву украинских боевых катеров, задержанных год назад в Керченском проливе, «разморозка» работы самого Керченского пролива и всего Азовского моря… Все эти события создают позитивный фон для встречи в «нормандском формате», показывают готовность Москвы к дальнейшим переговорам.

— Разговоры о строительстве новой стены — это обычный месседж украинских чиновников для забалтывания темы об «особом статусе» Донбасса, — уверен обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов. — И во времена Порошенко различные деятели заявляли, что, мол, мы ничего особого для Донбасса вводить не намерены. А вот проведем реформу децентрализации по всей Украине — это и будет решением проблемы. Как будто Донбасс сражался, чтобы получить полномочия как у Николаевской или Волынской областей!

«СП»: — А как насчет изменений в Конституцию? Ермак говорит, что они будут, ранее Пристайко говорил, что не будет…

— Да, причем заявления Пристайко о «красных линиях» и Ермака об изменениях в Конституции прозвучали с разницей всего в один день. Это свидетельствует, что единой линии по «нормандскому формату» в команде Зеленского нет. А этими заявлениями его окружение пытается прощупать почву в общественном мнении Украины.

«СП»: — По словам Ермака, продление закона об особом статусе Донбасса зависит от результатов запланированной на 9 декабря встречи лидеров «нормандской четверки». А какими они могут быть, если Киев не выполняет Минских соглашений. В частности — не продлевает закон об особом статусе?

— Отношение команды Зеленского к закону об особом статусе Донбасса — лишнее свидетельство их нерешительности и отсутствия единой линии поведения. Вспомните, сколько раз сам Зе и его окружение говорили, что с 1 января будет действовать новый закон о статусе Донбасса. Теперь выясняется, что нет даже проекта этого закона. А, соответственно, до 31 декабря (срок истечения нынешнего закона) ничего нового принять не получится.

Между тем ведь могли спокойно, без спешки, без штурмовщины в сентябре-октябре, пролонгировать нынешний закон. А затем уже дожидаться «нормандского» саммита. И предлагать по его итогам текст нового документа.

Теперь я даже не представляю, как они намерены протолкнуть пролонгацию действующего закона? По идее, и на это у Киева времени уже нет.

 «СП»: — Ермак говорит о плане «Б» — строить стену. В каком случае этот план будет задействован? И не получится ли как со знаменитой «стеной Яценюка»?

—  Заметьте: помощник президента уже не первый, кто рассуждает о «стене», о «вале», о «рве» на границе с Донбассом. И это как-то совмещается в их головах с идеей о «битве за умы дончан»? Пусть роют что угодно. Если эта идея приведет к реальному прекращению огня на линии фронта — жители Донбасса будут это только приветствовать. А уж дальше пусть Киев пытается как-то докричаться до них из-за своего несокрушимого «вала».

«СП»: — Если рассматривать все же сценарий «заморозки», на что это будет похоже? И как долго продлится?

— Я пока не представляю, как «заморозка» должна осуществиться на практике? Недавно начальник Генштаба Украины прямо признался, что Станицу Луганскую, Золотое и Петровское (в которых, напомню, уже проходило разведение сил) вооруженные подразделения Украины заняли по собственной инициативе. Якобы даже вопреки приказам. Если даже руководство ВСУ признается, что не в состоянии контролировать поведение своих формирований, то как можно на практике осуществить реальную «заморозку» конфликта?

Для начала Киев должен навести порядок в своих «Нацгвардиях» и «Правых секторах» *. А уже потом выстраивать какие-то реальные мирные планы.

«СП»: — А каким закон об особом статусе и изменения в Конституцию видят в Донбассе?

— Все опросы показывают (в том числе — и украинские), что большинство жителей Донбасса уже никак не связывают свое будущее с этой страной и хотят в Россию. Поэтому Донецк и Луганск рассматривают Минские соглашения как начало мирного процесса, итогом которого должны стать переговоры с Киевом о правилах мирного сосуществования в будущем. Возвращаться на Украину «хоть чучелом, хоть тушкой» никто там особо не намерен.

* Решением Верховного суда РФ от 17 ноября 2014 года «Правый сектор» был признан в России экстремистской организацией, его деятельность в РФ запрещена.

Дмитрий Родионов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх