США зашлись в истерике: Иран приступил к обогащению урана
В понедельник Исламская республика Иран приступит к обогащению урана выше уровня 3,67%. При этом Тегеран планирует увеличить и общую массу обогащенного вещества, которая сейчас ограничена 300 килограммами. Об этом стало известно достаточно давно — руководство Ирана сразу после отказа Соединенных Штатов от сделки пригрозило дальнейшим развитием своей ядерной программы.
Тем не менее, прежде чем исполнить обещание, персы ждали довольно долго, видимо, надеясь, что Вашингтон образумится. Терпение лопнуло, и вот уже заместитель министра иностранных дел Аббас Аракчи заявляет, что его страна готовится отойти от условий ядерной сделки. Сотрудник Организации атомной энергии Ирана Бахруз Камальванди уточнил, что уже в понедельник предел в 3,67% может быть преодолен.Это сделано Ираном в ответ на санкции США и непонятную позицию европейских стран, участвовавших в соглашении. Кстати, согласно одному из пунктов «ядерной сделки», Тегеран имеет полное право отойти от установленных для него лимитов обогащения в случае, если Штаты или иная страна из шестерки посредников наложит или восстановит любые ограничения в отношении ИРИ. Но пока персы не решились полностью разорвать сделку. Они ограничатся постепенным снятием с себя обязательств — каждые два месяца та или иная часть договора перестает считаться действительной. С предупреждениями к Ирану уже выступил Трамп:
— Ирану следует быть осторожным. Если вы разбогатеете по одной причине, а я не скажу вам, в чем эта причина, это бесполезно. Им лучше быть осторожными", — сказал Трамп в эфире телеканала Fox News.
Все происходит на фоне резкого обострения в отношениях Тегерана и Вашингтона. Не так давно страны были близки к войне. Сначала дядя Сэма приступил к активному наращиванию военной силы в Персидском заливе и прилегающих областях, затем произошел очень странный инцидент с танкерами в Ормузском проливе. Венцом кризиса стал сбитый иранскими системами ПВО американский беспилотный летательный аппарат. Дональд Трамп сообщил, что этот случай вынудил его спешно организовать операцию по нанесению удара по иранским объектам. Однако всего за пятнадцать минут до атаки он якобы отменил ее, пожалев 150 иранцев, которые могли погибнуть в случае агрессии США. Иранцы над этим посмеялись, и назвали слова главы Белого дома «политическим блефом». А на днях и вовсе появилась сенсационная информация.
Руководитель управления гражданской обороны Ирана, бригадный генерал Голам Реза Джалали заявил, что Штаты действительно хотели нанести удар. Но они собирались согласовать его с самим Ираном. Да, янки намеревались получить разрешение персов на то, чтобы те предоставили свою землю для атаки. Это все равно что просить разрешение на изнасилование. Речь шла о пустынном районе, где никто бы не пострадал. При этом персов просили не отвечать на эту безобидную бомбежку. По словам Джалали, Вашингтон хотел таким трюком «сохранить лицо». Разумеется, в этом ему отказали и заявили, что «любая операция будет расцениваться как начало войны».
К каким же действиям перейдут страны теперь, когда ни та, ни другая сторона не считает нужным придерживаться условий ядерной сделки?
Российский политолог и востоковед Каринэ Геворгян полагает, что серьезного обострения не будет, а действия Ирана надо расценивать как давление на других участников этого договора.
— Иран об этом ранее неоднократно предупреждал, плюс ко всему все это делается в соответствии с самим соглашением. То есть стороны не соблюдают договор. Подписанты, которые до сих пор из него не вышли, не обеспечили финансовые проводки, связанные с Ираном, не сумели преодолеть американские санкции. И на этих основаниях Иран имеет право не соблюдать свои обязательства по договору. В какой-то степени это превышение нормы обогащения является чем-то вроде шантажа. А так — ничего страшного. Даже в Израиле к этому решению Тегерана отнеслись, если можно так сказать, с пониманием. Мне удалось ознакомиться с мнениями авторитетных израильских экспертов в соответствующей области, и большинство из них сходится во мнении, что никакой угрозы увеличение лимита обогащения урана Ираном не представляет.
«СП»: — И чего желает добиться Иран этим решением?
— Просто ему ничего больше не остается. Персы должны каким-то образом оказывать давление на подписантов — на европейцев, на Китай, на Россию и США. Тегеран зажат в угол, и других рычагов у него нет. Плюс ко всему действует он в соответствии с нормами этого всеобъемлющего плана (полное название соглашения — «Совместный всеобъемлющий план действий» — авт.).
«СП»: — Зачем вообще Ирану нужен обогащенный уран? Если не считать Бушер (единственная АЭС страны — авт.), то в стране вообще нет полноценных ядерных объектов.
— Если вы намекаете на ядерное оружие, то я напомню, что Аятолла Хаменеи, высший руководитель Ирана, заявил, что его страна не собирается производить ядерное оружие. Это противоречит идеологии Исламской республики. И он сказал правду. Тягаться со странами типа России, США или даже Франции Иран не может. А в самоубийцы себя народ Ирана, кажется, не записал еще.
СП": — Так для чего же все-таки Ирану уран?
— Тут нет ничего странного. Обогатят уран, продадут его России, заработают денег. В будущем все будет нормально. Изначально тут роль может сыграть российская сторона. Она может снять тему с этими излишками посредством их закупки у Ирана. К тому же возможен в будущем полный переход на расчет в национальных валютах. Эта программа и сейчас работает, но не в полную силу, влияние доллара и США на все эти операции по-прежнему сильное. В общем, так потихоньку иранцы и обойдут санкции, пока Вашингтон будет думать, что делать.
«СП»: — То есть Иран, несмотря на санкции, будет без проблем торговать со всеми своими прошлыми партнерами?
— Естественно. США, конечно, повозмущаются, будут ругаться, но никакой войны не будет. Кому вообще нужна война с Ираном? Таких безумцев нет. Более того сами Штаты не особенно-то и хотят отказываться от торговли с Ираном (товарооборот между США и ИРИ оценивается в несколько десятков миллионов долларов — авт.). А относительно Трампа я скажу, что ему самому сейчас очень нужен обновленный проект этого соглашения. Пускай никаких больших отличий в новой версии не будет, но формально это будет новый договор, который заключен не Обамой, а Трампом. И в преддверии выборов в США это может сказаться положительно на рейтинге действующего президента.