Давайте, прежде всего, перестанем смотреть на себя глазами Запада и перестанем бояться. В России уже давно началось отрезвление.
«Извините, вы возьмете этот кусочек хлеба?» — спросила меня несколько дней назад одна девушка в холле театра в Ярославле. Ясно было, что она участвовала в какой-то акции, переживала и очень хотела, чтобы я взял этот прозрачный пакет с хлебом.
Поэтому в замешательстве я так и сделал, неудобно сунув его в карман. Мне показалось, что стоять с хлебом в руках в холле этого элегантного здания, самого старого драматического театра в России, в окружении мужчин и дам, одетых в вечерние наряды, было бы, мягко сказать, очень странно. Но когда я услышал, почему девушка предлагает этот хлеб, то был поражен.«Этот хлеб — напоминание о немецкой блокаде Ленинграда во время Второй мировой войны. Тогда погибли более 692 тысяч моих соотечественников, из которых 601 803 тысячи умерли от голода. В самые тяжелые месяцы, с ноября 1941 года по февраль 1942 года, они получали именно такие по размеру кусочки пищи — по 125 граммов ржаного хлеба. Сейчас вы держите в руках символ беспримерного сопротивления и героизма ленинградцев».
Я спросил у этой молодой девушки, как родилась эта идея? Сама ли на это придумала, или ее и ее коллег, других девушек в холле театра, кто-то направил сюда? Но вскоре я понял, что это не столь важно. Они участвовали в очень хорошей акции, призванной сформировать и сохранить культурную память о самых важных, самых страшных и самых драгоценных моментах в истории своего народа.
Это случилось накануне празднования Дня народного единства. С 2005 года в России торжественно празднуется день памяти освобождения Москвы четвертого ноября 1612 года. Объединившиеся ополченцы под предводительством мясника Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского изгнали тогда польских оккупантов из русской столицы. Со Смутным временем, когда Россию захватили поляки и шведы, было покончено.
В Ярославле, городе, где после Нижнего Новгорода Пожарский и Минин собрали ополченцев, День народного единства празднуют крестным ходом. Я наблюдал, как масса людей всех возрастов идет за священниками и владыками, военными и офицерами по улицам города, затем по длинному берегу Волги и останавливается, молится перед древними ярославскими храмами под звуки бесчисленных колоколов. Крестный ход завершился на кладбище недавно отреставрированного Кирилло-Афанасиевского монастыря в центре города, где установили и осветили памятник Минину и Пожарскому авторства хорошо нам известного Александра Мухина.
Сегодня, после распада СССР, Россия снова ищет свою официальную культурную модель. Как и любая национальная культура, она ищет свои точки опоры, памятные вехи в своем прошлом. Любая идентичность, и индивидуальная, и коллективная, основывается на выборе между тем, что мы хотели бы помнить, и тем, что мы предпочли бы забыть. Но прошлое не тесто в руках людей и наций. Оно остается жить в нас, и его не изменить и не забыть. Мы можем только постичь его смысл и примириться с ним.
Критики сразу отметили, что Днем народного единства намеренно вытеснили празднование годовщины Октябрьской революции седьмого ноября. Кроме того, кое-кто отметил и то, что многонациональное и многоконфессиональное государство официально празднует важный для Русской православной церкви праздник — день Казанской иконы Божией Матери, который отмечается еще с XVII века. Дело в том, что в 1612 году князь Дмитрий Пожарский привез эту святыню из Ярославля с собой в Москву. Однако Межрелигиозный совет России так ответил на эту критику: день седьмого ноября был годовщиной национального раскола, страшного и трагичного междоусобного конфликта. А у нового праздника другие цели: им прославляется народное единство в борьбе с общим врагом. В Думе против этого праздника проголосовали только коммунисты.
В России по сей день полно памятников Ленину. Названия улиц коммунистического периода в основном сохранены. В центре всего, разумеется, — роль Красной армии в обороне отечества и победе над германским Третьим рейхом. Кстати, о жертвах большевиков пишут и говорят свободно и открыто. В книжных магазинах продается множество разных книг, и предложение огромно. Там есть и русские классики из белых и эмигрантов. Николай Трубецкой, Николай Бердяев, Иван Ильин и другие авторы, которые ожидали падения коммунизма и возвращения к Православию, были бы довольны. В Ярославле из-за мемориала Второй мировой войны выглядывают луковки православных храмов.
У России слишком много врагов, чтобы она могла позволить себе восстановление и углубление прежнего раскола. Создается впечатление, что ее «политика памяти» очень хорошо продумана. Многим не нравится, что в России сохраняют коммунистическое наследие. Но не стоит ли нам быть терпимее? Очевиден процесс возвращения к традиции, воплощенной в Русской православной церкви. Культура России со всем, что в ней есть аутентичного и извечного, уходит корнями и связана с Русской православной церковью. Она предлагает целую «культурную модель», подкрепленную русским тысячелетним историческим опытом. Русская православная церковь воплощает единую и непрерывную русскую культуру, которая берет начало во времена Святого Владимира и существует по сей день. Процесс возвращения, судя по всему, будет продолжаться. Можно сказать, что городские жители и сегодня еще больше являются советскими гражданами, чем россиянами. Но любые стремительные и внезапные трансформации, сопровождающиеся сведением счетов с прошлым, с поколениями отцов и дедов, в особенности если ими занимается государство, могут быть опасными и вредными.
Кстати, есть много тех, кто приветствовал бы проблемы в России. Запад давно ведет против России пропагандистскую войну. Войска НАТО концентрируются на российской границе. России навязали экономические санкции. Вселенской патриархией воспользовались, чтобы нанести удар по Русской православной церкви на Украине. Наконец, Россию, страну, которая во Второй мировой войне потеряла 27 миллионов человек и победила Третий рейх, не пригласили в Варшаву на празднование 80-й годовщины начала войны. А после Европейский Союз еще и обвинил Россию в том, что это она начала тот мировой конфликт.
19 сентября Европейский парламент принял резолюцию, которую предложили польские депутаты. В ней утверждается буквально следующее: Вторая мировая война «началась из-за пресловутого пакта между СССР и нацистской Германией, подписанного 23 августа 1939 года». Кроме того, в документе выражается «глубокая обеспокоенность в связи с тем, что нынешнее российское руководство пытается скрыть исторические факты и оправдать преступления советского тоталитарного режима». Внимание в резолюции обращается на то, что в России «по-прежнему в общественной жизни используются символы советского режима» и что «скрывать причины Второй мировой войны России помогают некоторые члены Европейского Союза, поскольку сохраняют у себя «памятники и мемориалы (парки, площади, улицы и так далее), которые прославляют советскую армию, оккупировавшую когда-то эти страны».
Таким образом Европейский Союз объяснил россиянам, как они должны смотреть на свою историю и толковать ее. Конечно, никто не говорит о возрождении фашизма в Европейском Союзе, о маршах эсесовцев и сегрегации русских в Латвии, как и о шествиях усташей и величайшей этнической чистке после Второй мировой войны, которой подверглись сербы в Хорватии. Я уже как-то писал о том, что пересмотр истории Первой мировой войны — это предтеча ревизии истории Второй мировой войны. Правда, у всего этого есть свои плюсы. Теперь мы можем уверенно сказать, что 1941, 1914 и 1812 годы были не только агрессией Германии и Франции против России, но и крестовыми походами всего Запада на еретический Восток.
А известно ли вам какая единственная страна, кроме Израиля, отправила своего представителя на празднование девятого мая в Москву и российский парад Победы? Что это за единственная страна, кроме России, которую не пригласили в Варшаву, хотя ее граждане (вместе с евреями и русскими) пострадали от самых страшных фашистских преступлений и внесли огромный вклад в победу над странами «оси»? Какой народ члены Европейского Союза пытаются из жертв сделать виновниками геноцида? Какую страну сегодня расчленяет НАТО и хочет стереть ее историческую память?
Все они делают одно дело. Это нас, Сербию, не пригласили. И это мы присутствовали на параде. Теперь нам нужно не только защищаться от вторжения и расчленения нашей земли. Нам нужно освободиться от западных парадигм и, прежде всего, перестать смотреть на себя глазами Запада. Давайте перестанем бояться. В России уже давно началось это отрезвление. Давайте прислушаемся к другим и учтем их замечания. Давайте посмотрим на себя с собственной точки зрения, а не с западной. Спокойно и трезво. Вот что главное.
Милош Кович, «Нови Стандард», Сербия
Перевод ИноСМИ