Как и ожидалось, оптимистические заявления турецкого президента Реджепа Эрдогана о том, что Дональд Трамп лично пообещал ему не вводить санкции против страны за покупку российских ЗРК С-400 «Триумф», оказались попыткой выдать желаемое за действительное. Нет, возможно, глава Белого Дома, с которым Эрдоган имел беседу на полях саммита «Большой двадцатки» в Осаке, и вправду на что-то такое намекал.
.. Однако, как выяснилось, у остальных представителей власти США на сей счет имеется кардинально иное мнение. Более того – судя по всему, Вашингтон разворачивает масштабную и многоуровневую кампанию по «наказанию» Анкары за «самоуправство», в которой экономические ограничения будут далеко не единственным, а, возможно, и не самым жестким из инструментов.
Пот информации американских СМИ, один из высокопоставленных вашингтонских чиновников сделал заявление относительно того, что отказываться от идеи введения антитурецких санкций именно в качестве ответа на приобретение Анкарой С-400 в администрации США никто и не думал. Речь идет о мерах «как экономического, так и политического характера». Первой среди таковых, безусловно, станет отказ от поставок Турции истребителей пятого поколения F-35 – несмотря на, опять-таки, высказывавшуюся ее лидером уверенности в том, что подобного казуса произойти не может. Эрдоган, к слову сказать, уже отреагировал на эту информацию, и притом весьма резко. Он назвал американские планы «грабежом», демонстративно удивляясь тому, как же можно «не отдать товар покупателю, который исправно, как часы, вносит платежи за него?» Похоже, турецкий лидер может теперь сколько угодно возмущаться, апеллируя к тому, что его страна в данной программе является «не только рынком сбыта, но и частью производства», и стенать об уже переведенных США за F-35 почти полтора миллиардах долларов – вожделенных самолетов ему не видать.
Другим, крайне неприятным для Анкары сюрпризом стало снятие на днях Сенатом США действовавшего еще с 1987 года эмбарго на поставку оружия на Кипр. Автор соответствующего законопроекта сенатор-демократ Боб Менендес заявил, что его цель – «углубить стратегическое партнерство» с киприотами «в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов» и способствовать «построению новой эры архитектуры Восточного Средиземноморья». Понятно, под чьим предводительством... Надо отметить, что данное решение является крайне болезненным для Турции, продолжающей рассматривать северную часть острова своей территорией. По сути дела, оно вполне может стать первым шагом к «размораживанию» вооруженного конфликта не только между общинами Кипра, но и между Анкарой и Афинами. А «накачивать» регион оружием примутся сами США – об этом свидетельствует то, что отмена эмбарго была проголосована как раз во время обсуждения проекта оборонного бюджета страны на 2020 год. Кстати, в данном случае, одним из условий отмены запрета был отказ Кипра от приема в своих портах российских кораблей, добиться которого Вашингтон пытается не мытьем, так катаньем. Однако, руководство республики выполнять его снова отказалось...
Надо отдать должное Турции – в долгу за все американские угрозы и «подарки» она не остается. Не говоря уже о том, что никто из высокопоставленных лиц в Анкаре не хочет обсуждать даже теоретическую возможность расторжения сделки с нашей страной по ЗРК «Триумф», там все чаще звучат заявления о целесообразности приобретения в комплект к российским средствам ПВО еще и боевой авиации нашего же производства. Информация о вполне вероятной закупке истребителей Су-57 в качестве альтернативы F-35, подаваемая со ссылкой на высокопоставленных чиновников из Анкары, все чаще появляется уже не только в турецких, но и в американских СМИ. По сути дела, своими не слишком обдуманными и чрезмерно нахрапистыми действиями США все больше толкают Турцию на сближение с Россией. От упрямства и неуступчивости Вашингтона Москва в данном случае имеет одну лишь пользу. И дело не только в поставках вооружений или совместных экономических проектах, таких как газопровод «Турецкий поток» или возведение АЭС «Аккую». Во все большем количестве случаев турецкая сторона начинает поступать не как член НАТО и «стратегический партнер» Соединенных Штатов, а как союзник России.
Прекрасным примером тут может послужить позиция турецкой делегации в ПАСЕ. 25 июня нынешнего года она единогласно проголосовала за возвращение в эту организацию России. Самое замечательное, что в числе голосовавших был и Тугрул Тюркеш – председатель межпарламентской турецко-украинской группы дружбы! Сей факт вызвал в Киеве не просто взрыв злобы и обиды, а самый натуральный когнитивный диссонанс – ну как же так, вы ж сами все время твердите, что Крым украинский, а теперь за русских голосуете! Предатели османские... На Украине упорно отказываются понимать, что Крым в Анкаре, на самом деле не хотели бы видеть российским. Но и не украинским – тем более! Полуостров там испокон веков считают своей исключительной зоной интересов и сферой влияния. Потому и делают периодически определенные заявления, в которых не шибко отягощенные интеллектом политики в «нэзалэжной» видят ее «поддержку».
На самом же деле Турция (как, впрочем, и во все века) с присущей Востоку изощренностью проводит политику, во главе угла которой стояли, стоят и будут стоять исключительно ее интересы. Другое дело, что сегодня они, как никогда ранее, совпадают с российскими. Один только товарооборот в 100 миллиардов долларов ежегодно, которого наши страны планируют достичь к 2025 году, заставляет Анкару идти на любые риски, но не портить отношения с Москвой. А США могут вводить новые санкции. На здоровье...
Автор: Александр Неукропный