На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Таити, Таити...нас и тут неплохо кормят...иногда...

Все вот в заграницу чего то рвутся, а я бы в деревню махнула, развеяться, отдохнуть, подумать о вечном... Да где теперь та деревня?! Там теперь асфальт и магазины модные. Водопровод в домах. Печи для вида только. Ну просто остались с прошлых времен, не разбирать же... Только и есть, что огороды, да скотина, да ностальгия, будь она неладна.




Раньше, еще лето начаться не успевало, а мы, с сестрой Ленкой, уже родителей трясли, чтоб нас в деревню отвезли. Не знаю, сколько километров до нее, но добирались мы по реке. Либо 2 часа на ракете-метеоре и 40 минут на автобусе. Либо 7 часов на теплоходе и те же 40 минут пешком. У отца там родители жили, бабушка с дедом наши, получается. Да его сестра с дочерью. Вот мы у них по очереди и зависали.

Пока совсем малые были, нас отец отвозил, но только чуть самостоятельности поболе стало, сами уже ездить стали. Мне лет десять было, Ленке шесть с половиной - начало нашей самостоятельности. Сначала нас мама до пристани провожала, на теплоход сажала, платочком вслед махала...и пилили мы пол дня на этом тихоходе.

Здорово было! Мы на палубе торчали, если дождя не было. Глазели по сторонам. Кормили чаек. Ждали очередную пристань. Названия их, как что-то сказочное для нас было - Орёл, Таман, Быстрая... Каждый раз что-то новое открывали для себя. А потом, проголодавшись, с таким воодушевлением уплетали прихваченные с собой огурчики с колбаской, что у окружающих начинались желудочные спазмы и они доставали свои яйца, колбасу, в общем все свои хорчи и, глядя на нас, трескали всё это за милу душу. Почему то, в дороге, всегда хочется кушать, мягко говоря.

К родственничкам мы сваливались, как снег на голову. Тогда мобильников не было, предупредить - тоже, не было никакой возможности. Как они делали такие радостные лица, до сих пор для меня загадка!? Это ж два лишних рта. Правда, маманька с собой нам столько продуктов давала, что солдатский полк прокормить можно было целый месяц, без особого напряга. Мы всё это исправно тащили и вручали тётке в руки.

Они(родственники)так же исправно спускали это всё в голбец и с концами. Можно было навсегда забыть, что там лежит курица, тушенка и еще много всякой всячины.
Но особо мы не переживали. Мы же в деревню приехали! А что там для счастья надо? Было б, где спать и чем брюхо набить, а набить мы его могли чем угодно!

Счастьем было, когда бабушка пекла пироги и шанежки. Хоть и выдавали нам их всегда поштучно, но для нас это был праздник. Начинался он с первыми петухами, когда бабушка ставила тесто. Мы, ещё сонные, разнеженные, с печки одним глазом поглядывали за бабушкой, другим - досматривали сны. Когда сны заканчивались, мы скатывались с печки и начинали помогать. Мяли картошку, бежали в сени за сметаной, зорко следили за процессом. И с трепетом ждали появления противня с румяными шанежками из чрева печи. Больше я такой вкусноты не едала в жизни.

Ещё праздником для нас было, когда мы умудрялись стащить горячую картошку в мундире из чугунка, которую варили для коз, овец и поросят. И такой скотиной мы себя тогда чувствовали!!! Но это не картошка была, сказка! Сейчас такой нет… Её можно было есть прямо со шкуркой. Щепотку соли, перо луковичное с грядки - Пища богов!

Иногда нам удавалось спереть трехлитровую банку клубничного варенья и буханку серого хлеба, а потом, сидя в огороде за крытой картофельной ямой, рядом с помойной, прямо из банки, трескать деревянными ложками, которые еле в банку то пролазили. Уж там то нас никто, никогда искать не додумался. И, как ни странно, мухи этот момент всегда прозёвывали, налетали, когда уже всё было подъедено и вылизано и дохли на лету от зависти.

За компанию с нами всё это проделывала наша кузина(слово то какое, мещанское), в простонародье - двоюродная сестра(а это длинно слишком, ну не угодишь на вас, мама!), которая была на 3 года старше меня. Да, почему была? - есть до сих пор. Собственно, в большинстве случаев, инициатором она и оказывалась. Мы же не совсем оторвы какие - так бесчинствовать в гостях. Поэтому, по большому счету, мы были лишь ее правой и левой рукой.
Правда, нам частенько доставалось от тетки. Крапива здорово прилипала к голым ногам и они зудели потом, как... от крапивницы(тавтология сплошная). А полено в руке разгневанных родственников было более, чем убедительным.

Но не смотря на это, нам там нравилось! Нравилось - это очень слабо сказано, мы были влюблены в это место!
Деревня росла на берегу реки. Обрывистые берега так и манили к себе ласточкиными гнездами. Глинистые, крутые...это ж самые, что ни есть, русские горки. Ох и покатались мы... Правда, шмотки на заднице уже ни в жисть не отстирывались и навсегда оставались терракотового цвета. Но это даже на проблему не тянуло, так, мелочи жизни!

Купались нечасто, но до одури. Даже в грозу. Тряслись от страха, но сидели в воде, одни головы торчали, как топляки... Пока на берег не прибегала бабушка с крапивой и, как коз, гнала нас домой.
Сидеть дома - было для нас пыткой. Разве что, совсем ливень на улице. Тогда мы забирались на русскую печку и гоняли тараканов. Боже! Сколько там было тараканов! Всех цветов, размеров и мастей. Щели в кладке так и шевелили усами, как живые. Ну тепло им там было... А нам не жалко, места всем хватало. Сосуществовали мирно.

Самым сказочным местом была летняя кухня. Оттуда всегда доносились такие запахи, что главной проблемой было - не проглотить язык. Но, как только мы там появлялись, на печке оставались лишь сухие хлебные корки и сушеные грибы. Неужели они??!!! Неужто это от них шел тот дивный аромат свежесваренного малинового варенья и деревенских щей?

Рядом с кухней был колодец. Деревянный сруб, сверху закрытый досками, в которых была вырезана дыра для черпака на длинном шесте. Чтобы достать воды, нам, салагам, надо было залезть на доски и встать нараскорячку возле этой дыры ногами. (С земли мы не дотягивались.) Самая "везучая" среди нас оказалась Ленка. Это под ней проваливались доски на колодце и она ныряла в дыру, успевая повиснуть только на локтях. А кузина от страха могла только бегать вокруг и кудахтать, как курицо. Под Ленкой же ломалась ступенька деревянной лестницы, когда она обдирала черемуху, а потом летела вниз с набитым ртом. Под ней отваливался сук на сосне, на которую она лезла на спор. Хорошо, что всё хорошо заканчивалось: из колодца её доставали, даже и замочиться не успевала. С деревьев невысоко падать было. Да и лёгкая она была. Чего ей будет то!?...

В сенях бабушка всегда ставила квас. В большом эмалированном ведре. Рядом стояла пузатая глиняная корчага, в которой, как мы думали, тоже квас. Ну и прикладывались потихоньку. Пили из ковша, основательно так, как русские богатыри! И всегда удивлялись, почему один квас светлый и жидкий, а другой тёмный и густой!? Теперь то я знаю, куда шел хмель, который мы собирали и перебирали. Теперь то я догадываюсь, почему нам всегда было так весело, но всегда хотелось жр... есть! Теперь то до меня доходит, почему я там всегда боролась за справедливость и против насилия над личностью(когда мы отбывали трудовую повинность на грядках)! Трезвая то я, весьма тихая до сих пор.

Однажды, будучи уже взрослыми, мы с Ленкой, были там у одного человека, по делу. И вот, как полагается в гостеприимных домах, предложили нам попробовать... бражку. Мы никогда не пили брагу, поэтому, решили, что случай подходящий, чтобы, хотя бы, узнать, что ж это такое.

Это был полный абзац! Зашла хорошо... Приятная такая, с медовым вкусом, сладенькая. Ни в голове, как говорится, ни в ж… Мы, уж было, расслабились и успокоились, как у обеих разом отнялись ноги. Вот нет ног и всё тут! Голова ясная, а ног нет! А на кой нам голова без ног!? Сидим, виду не подаём, ждём возвращения конечностей. Дождались только через 20 минут. Вот, думаю, если бы тревога какая, кто бы нас спасать стал? Сами то мы, как младенцы, немощные, беспомощные.
Зато я теперь знаю о коварстве этого, милого с виду, напитка, с таким непривлекательным названием - БРАГА!

У бабушки в хозяйстве было два огорода. Их так и называли - верхний и нижний. В верхнем были разбиты плантации картохи, гороха и лука. Зеленели грядки морквы и других корнеплодов, по периметру огорода манили духмяной ягодой кусты малины и смородины.

Где-то в углу скрывались посадки клубники. "Это на варенье!" - строгий наказ звенел в ушах, когда три партизана прятались в меже и совершали внеплановые набеги на урожай, а потом делали удивленное лицо - "это не мы! нам же запретили!" И ведь ничего не поделать уже было с нами. Не выдавливать же из нас обратно эту клубнику! Правда, нас грозили в таких случаях /выслать из страны/ отправить в город, но как то этот вопрос у нас урегулировался всегда мирным путём.

В нижнем же огороде для нас был рай. Кроме бани, леса и картофельных ям, там, в принципе, больше ничего и не было из сельскохозяйственных культур. Черемуха, пара кустов белой и красной смородины, да маленький кедр. Ах, да, грибы! Там росли грибы! Обычно - синявки, но в высокоурожайные годы мы находили пару-тройку красноголовиков и семейку маслят. Там же мы строили шалаш, уходили в долговременный(на целый день)поход, отрывали от забора доску и пролезали через дыру в другой мир. Можно, конечно, было и обойти, но это для лохов.

За забором гремели моторами мех.мастерские. Там ремонтировали катера. От нечеделать, мы ходили туда на экскурсии и притаскивали во двор кучи стружки разных мастей. В хозяйстве абсолютно бесполезная, она завораживала нас своими цветами, переливами, формой и руки сами тянули её с собой. Потом нам влетало по первое число, когда кто-нибудь из взрослых наступал на неё в ночи голой пяткой и мы учили новые слова из русского разговорного лексикона.

А как мы любили ходить в баню! Сена в июле натаскаешься, а оно тебе за шиворот нападает, в штаны, ну чистый муравейник. Чесалось всё и везде. И вот, когда поддашь парку, смоешь с себя всё это безобразие – словно заново родился(если не помер, конечно, от жары), вывалишься в предбанник с черной задницей(баня то по-черному была долгое время), а там, с огорода, запахи травяные и смородиновые просачиваются во все щели, и такой дух стоит, что надышаться не можешь, кажется, что ещё один вдох и лопнешь! Лопнешь счастливым!!!!!

Так что, к чему эта заграница?! Русская печка, тараканы, жбан бражки, да варенье с хлебом… Ну и шанежка за хорошее поведение - что ещё надо для счастья!?..))


(с)imenno59

Картина дня

наверх