На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мозги: догнать и перегнать

Когда ребёнок растёт, все системы его организма должны развиваться пропорционально и соответственно друг другу. Это в идеале.

Существует такое отклонение от нормы, как синдром ранней общей детской одарённости. Это когда вследствие каких-то биохимических нарушений в мозге нервная система и интеллект развиваются с большим опережением.

Я о детях-вундеркиндах, да, которых всё время ставят другим в пример.

Если родители обнаруживают, что их, скажем, трёхлетнее чадо проявляет незаурядные для своего возраста умственные способности, они, как правило, приходят по этому поводу в буйный восторг.

Ой, мой Васенька (моя Катенька) в три годика уже умеет читать, сочиняет стишки и решает задачки для первого класса! Главную ошибку родители чаще всего совершают именно в этот момент.

С одарённостью ребёнка начинают носиться как с писаной торбой. Записывают в двадцать пять кружков и секций, пытаются перевести в три года в старшую группу садика и в пять лет отдать в школу. В школе — «перескочить» через класс. Дитя достигает значительных успехов, выигрывает конкурсы и олимпиады, заканчивает год на круглые пятёрки. В школе фото висит на доске почёта, родители с гордостью рассказывают знакомым про то, что их Васенька в очередной раз показал себя самым умным и талантливым. Все счастливы, все думают, что так будет всегда. И никто обычно не задумывается о связанных с этим проблемах.

Во-первых, у большинства вундеркиндов вполне понятные проблемы с социализацией. Это закономерно: когда в три года у ребёнка интеллект, как у семи-восьмилетнего, а в семь тянет на 12–13, вундеркинду, разумеется, неинтересно со сверстниками, а со взрослыми или детьми постарше контакт удаётся наладить далеко не всегда. А ровесники таких детей чаще всего недолюбливают: во-первых, потому что белая ворона в коллективе, во-вторых, потому что всех остальных постоянно тыкают носом в успехи вундеркинда: «Вот, между прочим, Вася (Катя) учится на одни шестёрки с плюсом, а ты!..»

Во-вторых, никто не задумывается о том, что Васины шестёрки — это, в общем-то, заслуга Васиного диагноза, а не его усердия или исключительных личных качеств. Это такое же отклонение от нормы, как задержка психического развития, только в другую сторону. И то и другое отклонение со временем приходит в норму у 80–90 процентов детей. Дети с задержкой догоняют сверстников, у детей с опережением остальные системы догоняют чрезмерно развитый мозг.

Вот тут-то и начинаются самые большие проблемы. Наш, скажем, 14-летний Вася, бывший вундеркинд, становится обычным подростком с нормальным интеллектом. Как у любого обычного подростка, что-то у него получается лучше, что-то хуже. Допустим, Вася увлекается программированием и хорошо решает математические задачи, а сочинения ему даются плохо. А Катя на высоком уровне знает два иностранных языка, но с трудом въезжает в физику. Но все-то привыкли, что они же самые умные, им всё даётся хорошо!

И вот начинается великое «задолбали». Как это у тебя тройка по литературе? Ведь ты же должен учиться на пятёрки, ты всегда учился на пятёрки! Дальше возможны два варианта. Либо бывший вундеркинд, привыкший упиваться своей исключительной одарённостью, но догадывающийся, что теперь он стал обычным, пытается доказать себе и другим, что он всё ещё гений, и продолжает учиться на одни пятёрки путём жутких усилий, либо подросток принимает текущее положение дел, занимается областью своего интереса, забив на остальные, но при этом ему приходится отмахиваться от стаи родственников и учителей с их вечным «ты должен».

А ещё те, что из второй категории, как правило, совсем не умеют учиться. В детстве они все схватывали на лету, в подростковом возрасте выезжали по инерции (обычно учителя продолжают ставить высокие оценки по привычке, потому что ну-Катя-же-умница-она-всегда-хорошо-училась). А когда Катя попадает в университет, обнаруживается, что ей тяжело, потому что здесь-то инерции больше нет.

Я сама из таких Кать — звезда школы, чемпион мира и окрестностей и так далее. Этот пост я пишу потому, что вчера бабушка мне пятнадцать минут клевала мозг за тройку на экзамене по непрофильному предмету. Достали уже родственники со своими истериками из-за троек (хотя, казалось бы, последний раз я закончила год на одни пятёрки классе восьмом, можно бы уже привыкнуть). Но больше всего себя достала я сама своим абсолютным отсутствием привычки к систематической работе. Приходится учиться в двадцать лет тому, чему родители учат детей в первом классе.

Надеюсь, этот пост прочитает кто-нибудь из родителей или педагогов детей-вундеркиндов (или бывших вундеркиндов) и станет их поменьше мучить и поможет избежать проблем в будущем. Спасибо за внимание.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх