Более 13 тонн золота изъяли у местного чиновника власти Китая. Общую стоимость изъятого оценивают более чем в 37 миллиардов американских долларов. И это в стране, где за коррупцию расстреливают. Возможно, дело не в строгости наказания?
Каждый школьник в России знает, что в Китае коррупционеров расстреливают.
В многочисленных дискуссиях о том, как побороть эту напасть в России, Поднебесную очень часто приводят в пример:Если будет как в Китае, то мздоимцы испугаются,
уверен среднестатистический обыватель.
Есть проблема: коррупцию в Китае так и не побороли, несмотря на расстрелы. Последний пример — бывший мэр города Хайкоу, в подвале которого нашли 13,5 тонн золота и других ценностей на общую сумму 37 миллиардов американских долларов. Как такое возможно? Какие рецепты по борьбе с коррупцией применимы в России?
Адвокат, полковник МВД в отставке Евгений Черноусов уверен, что высшая мера наказания по отношению к коррупционерам в нашей стране возымела бы эффект. Он убеждён, что, если в Китае не расстреливали бы, ситуация была бы куда хуже. В СССР, например, были громкие дела, были смертные казни для коррупционеров, и уровень коррупции был значительно ниже. Кроме этого, Черноусов предложил сформировать из опытных сотрудников милиции и полиции, которые уже вышли на пенсию, специальный надзорный орган, который позволил бы усилить антикоррупционную работу.
Председатель общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков также считает, что ужесточение наказания за коррупцию не помешало бы. При этом для него в приоритете всё же неотвратимость наказания. Главная задача — обеспечить прозрачность не только доходов, но и расходов государственных служащих.
С ним согласен и экономист Дмитрий Любомудров, но считает, что панацеей контроль доходов и расходов не станет. Любомудров уверен, что сама структура нашей экономики порочна. Пока представители государственных корпораций продолжают выводить деньги в офшоры, никакая борьба с коррупцией не поможет. Она уже стала тканью нашей экономической системы. Изменим систему – будет возможность взяться и за более локальные задачи.
Любопытная статистика: мы сравнили страны из рейтинга «Индекс восприятия коррупции» международной неправительственной организации Transparency International. Насколько строгость наказания за коррупционные преступления коррелирует с уровнем коррупции? Да, методология составления этого рейтинга вызывает вопросы, но тем не менее:
Третье место в рейтинге — Финляндия. В УК слово «коррупция» не упоминается. За взяточничество предусмотрено наказание от штрафа до тюремного заключения до четырёх лет.
Шестое место — Сингапур. Минимальное наказание — штраф в 100 тыс. сингапурских долларов (2 млн 800 тыс. руб.), конфискация имущества и тюремное заключение от 10 лет.
86-е место — Китай. Под следствием находится более 1,3 млн чиновников. С 2016 года расстрел полагается за казнокрадство на сумму более 463 тысяч долларов.
120-е место — Украина. Получение взятки в особо крупном размере наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет с конфискацией имущества. Это максимальная мера наказания для коррупционера.
Россия в этом списке на 138-м месте.
Был проведён опрос среди зрителей телеканала «Царьград»: поможет ли смертная казнь в борьбе с коррупцией?
Результаты голосования:
- 80% респондентов считают, что да, поможет;
- 7% — нет, не поможет;
- 14% ответили, что дело не в строгости наказания.
Автор:
Дементьев Иван