Просьба Нидерландов о помощи России в расследовании катастрофы малайзийского "Боинга" имеет двойную подоплеку. О ней ФБА "Экономика сегодня" рассказал профессор РУДН, политолог Юрий Почта.
Нидерланды обратились к Москве с просьбой о сотрудничестве по вопросу расследования незакрытия воздушного пространства над восточной Украиной в день крушения малайзийского Boeing, сообщил глава МИД Нидерландов Стеф Блок.
В записке национальному парламенту, посвященной стратегии дальнейшего развития отношений с Москвой, министр отметил, что правительство "обратилось к России с просьбой о сотрудничестве в расследовании", касающемся воздушного пространства над Донбассом."Причина обращения Нидерландов к России в принципе понятна – в парламенте страны потребовали, чтобы и "украинский след" в этой истории был непременно рассмотрен, - отмечает аналитик. – А это в планы следствия явно не входило. Более того, расследование дошло до стадии, когда основная принятая изначально версия начала рассыпаться по швам на первых же вопросах парламентариев. А она обвиняла Россию и Донбасс в умышленном уничтожении пассажирского лайнера с сотнями людей на борту.
Эта версия очень удобна в качестве элемента сдерживания России, поддержки Украины и усиления влияния Запада на постсоветском пространстве. Но нестыковок в ней столько, что закрыть глаза на них не получается – чего стоит только выступление правительства Малайзии. Кроме того, позиции Украины в европейской и мировой политике становится все более сомнительными. Так что ее односторонняя поддержка в этой истории уже для Запада не столь актуальна".
Ангажированная версия
Малайзийский Boeing, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком. На борту находились 298 человек, все они погибли. Киев обвинил в катастрофе ополченцев, но те заявили, что у них нет средств, которые позволили бы сбить самолет на такой высоте. В Нидерландах создали следственную группу, в которую включили представителей Украины, однако отказали принять представителей РФ. Меж тем, обвинения в адрес Москвы прозвучали уже в первые дни после катастрофы.
Весной этого года власти Малайзии громогласно раскритиковали расследование, которое ведут в Нидерландах. По мнению премьера Махатхира Мохамада, доказательств против России просто нет. Он указал, что выстрелить ракетой по гражданскому борту с тем же успехом могли украинские военные. Власти Малайзии потребовали допустить их к расследованию, так как следователи с самого начала стремились "возложить вину на русских".
"Изначально нужно понять, что у России требуют помощи в том, что Нидерланды должны требовать у Украины. Именно Киев должен объяснять, как над территорией, где идет война, оказался иностранный пассажирский борт и почему ему дали разрешение на полет там. Следственная группа делает "широкий жест" – мол, мы просим у России помощи. Так как ей уже не раз указали, что вести расследование без участия Москвы не получается из-за сомнительности версии обвинения.
С другой стороны, Россия не раз требовала для объективности допустить ее к данным расшифровки "черных ящиков" сбитого самолета, переговорам летчиков и другим данным следствия. Крайне странно, что первую неделю международная комиссия не выезжала на место крушения, зато украинская армия эту территорию плотно обстреливала. Почему американцы не дают снимки своих спутников? Эти вопросы возникают не только у Москвы, и следствие вынуждено менять свои версии из-за этого "нюанса", - подчеркивает политолог.
Суд-фарс
Несколько недель назад в парламенте Нидерландов возмутились тем, что в числе подозреваемых следственной группы фигурирует только российская сторона, хотя вопросы возникают и к Украине. Голландские депутаты потребовали у следствия оценить степень вины Киева, который не закрыл воздушное пространство для полетов гражданских судов из-за военных действий в Донбассе. В докладе следственной группы утверждается, что поразивший Boeing ЗРК "Бук" доставили из России, а потом вернули обратно.
Москва заявила о предвзятости следствия, выводы которого основаны только на данных, полученных от Украины. Россия официально предлагала еще в 2015 году поделиться собственными данными о траектории движения самолета и снаряда, которым его сбили. А также официально предоставляла возможность следствию ознакомиться с результатами эксперимента, проведенного концерном "Алмаз-Антей".
Он доказывает, что ракета выпускалась с подконтрольной Киеву территории Донбасса, а сделать это могла только армия с санкции украинских властей. Следственная группа от доказательств России отмахнулась. И заявила, что суд по итогам расследования начнется в марте 2020 года.
"Еще одной причиной обращения Нидерландов к России из-за расследования MH17 является соблюдение формальности. Почти пять лет доводы и призывы РФ открыто игнорировались. И сейчас, возможно, Амстердам хочет создать ширму объективности – мол, мы обращались за помощью к Москве в рамках расследования. И это станет одним из доводов в суде, который, без сомнения, будет фарсом.
Так что сейчас российской стороне нужно предоставить максимум того, что просят Нидерланды, чтобы не дать впоследствии повода обвинить себя в нежелании сотрудничать. Цинизм и двойные стандарты Запада вполне могут включать такой ход в свои планы на судебный процесс. России в предстоящем судилище придется поэтапно разбивать позиции обвинения, выстроенного на домыслах, фейках и полном отсутствии доказательной базы", - заключает Юрий Почта.
Максим Бут