Попытки обвинить Россию не спасают от угрозы терроризма
22 июля 2011 года норвежец Андерс Брейвик потряс Норвегию и весь мир ужасающим терактом. Всего за сутки террорист убил 77 невинных людей. Для этого он вполне официально купил в магазине оружие «для охоты на оленей», а бомбу собрал из удобрений.
Многое говорит о неготовности королевства к таким событиям: Брейвик снарядил бомбу у здания Правительства, надев полицейскую форму, пробрался на остров Утойа, предъявив поддельное удостоверение, с целым оружейным арсеналом в сумке, а подразделение спецназа обезоружило его лишь через полтора часа после начала стрельбы (и после его слов: «Я закончил…»).
С того момента прошло почти девять лет. Ультраправые совершили теракты в США и Новой Зеландии, миграционная политика самой Норвегии претерпела изменения в связи с усилившимся потоком беженцев из стран Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии, а спецслужбы королевства попали в шпионский скандал, связанный с задержанием в России Фруде Берга. Вынесли ли они урок из произошедшего? Смогли ли перестроить свою работу? Изменили ли отношение к «безобидным» признакам надвигающейся беды?
В своем ежегодном докладе об основных угрозах государству норвежская спецслужба PST в качестве основных опасностей обозначила разведывательную деятельность России, а также активность так называемых «правых экстремистов», которые, по оценке ведомства, намерены в ближайшие 12 месяцев совершить на территории Норвегии террористический акт.
Читатель, вероятно, предположит, что так называемые «правые экстремисты» это какая-то глубоко законспирированная ячейка, сведения о существовании которой имеются только у секретных служб, а идеология распространяется тайно исключительно между самыми доверенными адептами? Нет, они имеют открытые официальные сайты:
https://www.motstandsbevegelsen.org/
А идеологическая брошюра «Наш путь» (Vår vei) печаталась в дружественной Эстонии со всеми необходимыми выходными данными (NF Forlag, Box 52, 772 22 Grängesberg, Sverige Ansvarlig redaktør: Haakon Forwald Trykket i Estland – April 2016 ISBN:978-91-983033-1-5 – 1. opplag) и впоследствии была переведена на несколько языков, в том числе и на русский.
Сообщество, которое сложно не назвать экстремистским (они явно призывают к притеснениям евреев и мигрантов, а также пытаются возродить идеологию нацисткой Германии) спокойно функционирует на территории стран Скандинавии и распространяет свое влияние на территорию Северной Европы. При этом общение эти последователи Гитлера организовали в социальной сети ВКонтакте видимо, надеясь, что российские власти не будут инициативно помогать своим скандинавским соседям в поимке преступников.
Что же делать в такой ситуации? Казалось бы, даже неискушенному в таких делах человеку ясно — направить запрос в Российскую Федерацию и установить пользователей социальной сети ВКонтакте (благо международное взаимодействие в сфере противодействия террористической и экстремисткой деятельности в цивилизованных странах как-то налажено), а после этого прийти к ним с обысками, изъять экстремистскую литературу и привлечь к уголовной ответственности?
Не правильно! Зачем наказывать преступников, если есть хорошо проверенный проамериканскими структурами способ: обвинить во всем Россию.
Один из НАТОвских пропагандистов журналист Патрик Оксанен заявил в интервью шведской газете dt.se, что движение якобы поддерживается Россией, а националисты выезжают на территорию этой страны и активно участвуют там даже в учениях по стрельбе (под присмотром КГБ и товарища Сталина лично, надо полагать). По словам Оксанена, причастность России к этой деятельности установлена в ходе расследования взрыва в Гетеборге. Сведения о российском следе то и дело всплывают в скандинавской прессе, при этом каких-то внятных доказательств не приводит никто.
Ну что ж, кажется рецепт найден. Для того, чтобы увеличивать бюджет спецслужб совершенно не нужно ловить настоящих преступников — достаточно лишь сказать, что они поддерживаются большой, страшной и враждебной Россией, поэтому мы не будем их устанавливать, не будем прекращать доступ к их ресурсам, не будем сообщать о них в иностранные правоохранительные органы, мы даже не будем мешать печатать в Эстонии их идеологию — может пронесет? Может и дальше из года в год можно будет пугать население угрозой террористических актов и опасностью распространения идеологии правого экстремизма, мотивируя таким образом необходимость усиления правоохранительных структур?
Вопрос, кажется, риторический.
Виталий Рихтер