На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Арктика приходит во время еды

Россия предпринимает и намерена далее агрессивно развивать свою экспансию в Арктике. Об этом говорит начало открывшегося в Петербурге форума «Арктика: настоящее и будущее»

Это уже рефлекс: когда говорят об «экспансии» и «агрессии», сразу возникают ассоциации с чем-то огнестрельным, камуфлированным, лязгающим траками и опасным.

Но иногда этот рефлекс срабатывает ложно.

Правда, лязганье траков в Арктике тоже присутствует – наличие на одной с ними планете англосаксов никак не позволяет рассчитывать только на увещевательные слова для собственной защиты. Но и тут, надо сказать, арктическая группировка русской армии нашла несколько нетривиальных способов повышения обороноспособности региона. Например, путём замены траков когтями, а дизельного двигателя – пушистыми моторчиками о четырёх лапах.

В самом деле: в сети можно увидеть кадры, где боевой дозор с пулемётом «Печенег» патрулирует льды и снега на собачьей упряжке. Причём довольны все. Кроме пулемёта. Хотя тот может молчать просто в силу тяжести характера. 

Экспансия и агрессия 

Нет, на открывшемся сегодня в Санкт-Петербурге международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» обсуждают больше вопросы не военной – куда уж, там и так почти половина наша, а экономической экспансии в Приполярье. Причём слова «продолжение» и «развитие» тут будут нелишними.

Так, по одному из ключевых направлений хозяйственной деятельности России на севере – на Северном морском пути – можно безбоязненно перефразировать давнее наблюдение. А именно: «Арктика приходит во время еды». Во всяком случае именно такую обработку поговорки сделал один из доверенных информаторов Царьграда, принимающий участие в мероприятии. И произнёс он эти слова вот по какому поводу. 

Как заявил в ходе одного из пленарных заседаний заместитель министра России по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития) Александр Крутиков, правительство рассчитывает, что объём перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП) доберётся к 2035 году до отметки в 160 млн тонн. Это вдвое превысит показатели, запланированные на 2024 год, когда намечено довести грузопоток по Севморпути до 80 млн тонн. Причём намечено очень серьёзно, ибо такая цель была несколько лет назад сформулирована – и достаточно требовательно – президентом Владимиром Путиным.

Цель, надо сказать, весьма и весьма амбициозная. А уж лет пять назад казалась вовсе несбыточной. Однако управляющий Севморпутём через компанию-дочку «Росатом» уже объявил, что целевой показатель на нынешний год в 26 млн тонн уже достигнут. То есть – досрочно. И динамика этой экспансии особенно впечатляет: 19,7 млн тонн в 2018 году, 10,7 млн тонн в 2017 году.

Можно даже нахально упрекнуть соответствующие инстанции, что темпы «агрессии» подзамедлились. Впрочем, лучший советский результат в 1986 году находился на уровне 6,5 млн тонн, а в «святые 90-е» падал вовсе до 1,8 млн тонн. 

Вынужденная «аннексия»

Есть, правда, в этом росте одно… не сказать, что печальное, ибо это не так, но и не самое оптимистичное обстоятельство. Тот же Александр Крутиков, выразив полное отсутствие сомнений, что плановые показатели объёма перевозок будут достигнуты, не мог не отметить, что в ближайшие 10 лет объём грузоперевозок по Северному морскому пути будет «практически полностью формироваться за счёт российских грузоотправителей».

А что поделать, если основные морские грузоперевозчики мира фактически объявили бойкот Северному морскому пути. И датская Maersk, мировой лидер с долей в 12% в секторе контейнерных перевозок, и крупнейший французский контейнерный перевозчик CMA CGM Group, и американская Nike, и швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC), и немецкая Hapag-Lloyd объявили, что отказываются вести контейнерные перевозки по СМП из-за возможной угрозы хрупкой арктической экологии.

Это, разумеется, чушь, ибо экологические требования для морских перевозчиков сегодня и без того крайне высоки. Вплоть до запрета сливать балластную воду в чужих портах, чтобы привезённая с нею и в ней морская микроскопическая фауна не сместила там биологический баланс. Да и контейнерные грузы – не нефть. А акватории не разольются, если что.

Так что это чистый заговор, комплотт. И не зря замминистра транспорта Юрий Цветков назвал отказ от использования Северного морского пути из-за якобы экологических соображений чисто политическим решением, призванным сдержать развитие России в арктической зоне.

Что же, страна уже несколько лет живёт по старому доброму лозунгу «РДС – Россия делает сама». Тем более доброму, что этой аббревиатурой обозначались первые отечественные атомные бомбы. И коли так, то в дополнение к «агрессии» и «экспансии» можно в арктическом контексте добавить ещё одно полюбившееся Западу слово – «экспансия». То есть не хотите – не надо, возите грузы в три раза дальше и в три раза дольше, выстаивая очереди перед входом в Суэцкий канал. А мы и сами будем расширять нашу экспансию в нашу Арктику. 

Газ – всему голова 

Все специалисты указывают на пока бесспорную истину, что нынешний прирост грузопотока по СМП даёт проект «Ямал СПГ», в рамках которого полтора десятка газовозов ледового класса отправляют сжиженный продукт потребителям в Европу и Азию. Причём – Царьград об этом писал – несмотря на снижение цен на газ, объёмы его продаж удаётся поддерживать и даже увеличивать. А в будущем специалисты ожидают роста спроса на этот продукт на азиатско-тихоокеанских рынках в разы. Так что очень похоже, что расчёты Минтранса на СМП базируются на вполне надёжном основании – на «РДС».

Но и, кроме того, имеются небеспочвенные расчёты на то, что отечественный бизнес чем дальше, тем более будет устремляться в Арктику. При этом государство уже сегодня вводит в арктической зоне особый экономический режим с широким набором преференций, как сказал Александр Крутиков. Для снижения налогов вплоть до нуля сюда, по его словам, нужно будет вложить не менее 10 млн рублей в течение 5 лет. Не такая уж, отметим, превеликая сумма. Доступная, в общем, для довольно большого числа даже обычных граждан, не говоря уже о бизнесах, для которых это и вовсе не деньги. Но в основном, конечно, эти льготы коснутся крупного добывающего бизнеса. В частности, предусматривается снижение налога на добычу полезных ископаемых до 5% в течение 15 лет, а при добыче газа с целью производства СПГ и глубокой переработки газохимии – 0% в течение 15 лет, по словам представителя Минвостокразвития.

Только эти льготы обеспечат в ближайшие 15 лет приток в Арктику 15 трлн рублей частных инвестиций,

– выразил убеждение Александр Крутиков.

В общем, а Арктику сегодня сманивают, как в офшорную зону, коей Север, похоже, и становится. Но и приоритеты в этой зоне государство формулирует достаточно настоятельно: интенсификация освоения шельфа, развитие грузоперевозок по СМП, инфраструктуры, науки и техники, улучшение качества жизни, защита экологии и сбережение природы. То есть руку с нежного пульса Арктики государство не убирает.

Добавим, что всего на IX Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» развитие этого региона обсуждают около 2500 делегатов из 40 регионов России и 22 стран. 

Автор:
Цыганов Александр

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх