Демонтировавший монумент Маршалу Коневу и вызвавший тем самым российско-чешский скандал Ондржей Коларж выступил с новыми откровениями. По его словам, он до последнего хотел решить проблему мирно, а сам скандал был фактически спровоцирован российской стороной
Грязная возня, не имеющая никакого отношения к праву.
Именно так представитель российского МИД Мария Захарова назвала последние откровения главы района Прага-6 Ондржея Коларжа о том, кто виноват в истории со сносом (чехи называют это демонтажом, но, по сути, речь идёт именно о сносе) памятника маршалу Ивану Коневу в чешской столице, которую Конев освободил и спас от разрушения во время Второй мировой.В интервью чешским СМИ Коларж заявил, что в скандале виноват не он, а… Москва.
«Памятник мог бы и дальше стоять на своём месте, если бы Россия не сделала то, что сделала через своё посольство», — заявил господин Коларж.
Из его слов следует, что местные власти всегда выступали за добро и справедливость, поэтому в 2018 году повесили на памятник Коневу табличку о том, что известный пражанам по освобождению их города маршал занимался ещё и подавлением восстания в Венгрии в 1956 году, строил Берлинскую стену в 1961 году, а также готовил вторжение в Чехословакию в 1968 году. Последнего на самом деле не было, поскольку маршал отошёл от руководящей деятельности в Вооружённых силах СССР в 1963 году, однако он возглавлял делегацию, посетившую Чехословакию в 1968 году, — а там, по мнению Коларжа и его единомышленников, якобы были шпионы, что означает участие Конева в подготовке к вторжению.
Москве подобные обвинения в «развале часовни в XIV веке» категорически не понравились, и россияне потребовали убрать табличку. Понимая, что она провоцирует негативное отношение к памятнику со стороны пражан, для которых события 1968 года до сих пор являются болезненным воспоминанием. На ответное предложение районных властей «отдать памятник русским, чтобы они поставили его в посольстве, где он будет защищён» Россия, к удивлению Коларжа, почему-то заявила, что охрана памятника является обязанностью чешских властей.
Подумаешь, ну подписала Прага с Москвой в 1993 году договор о дружбе и сотрудничестве, включающий в том числе и обязанность охранять памятник Коневу и уважительно к нему относиться, — и что, теперь надо эти договорённости соблюдать? А россияне почему-то призывали соблюдать — и даже требовали от районной администрации приставить к нему полицейских. На что бравый солдат Коларж потребовал от русских «не указывать, что нам делать с нашей собственностью» и пригрозил отправить памятник с площади на металлолом.
Собственно, свой ультиматум он практически выполнил, при этом «не перегибая палку» и всего лишь отправив демонтированный монумент на склад. Поэтому, утверждает Ондржей Коларж, произошедшее является ни чем иным, как провокацией Москвы.
В этой грязной возне, не имеющей отношения ни к праву, ни к объективным реалиям, интересны акценты выступления Коларжа. Они отличаются от его предыдущих высказываний — он теперь не герой-антикоммунист, а законопослушный глава района, до последнего пытавшийся решить проблему через цивилизованный диалог.
По мнению члена комитета Совета Федерации по международным делам Сергея Цекова, Коларж пытается таким образом оправдаться перед чешским обществом. Да, большая часть граждан страны осудила вмешательство России во внутренние дела Чехии и слишком агрессивную, по их мнению, реакцию Москвы на снос памятника, однако чехи в то же время осудили самого Коларжа за провокационные действия, ставшие причиной конфликта. Одни писали, что он на ровном месте рассорил Чехию с Москвой (ибо реакция России на снос защищённого по российско-чешскому соглашению от любого посягательства памятника, да ещё и накануне 75-летия победы во Второй мировой была понятна), другие прямо обвиняли в презрении к пражской истории и в неуважении к памяти человека, пожертвовавшего жизнями советских солдат для того, чтобы освободить Прагу и спасти её от разрушения.
В итоге набрать популярность на волне скандала у Коларжа не получилось — его полностью поддержало лишь абсолютное меньшинство чехов. По словам доцента РГГУ, специалиста по Чехии Вадима Трухачёва, для «не своего» электората он стал объектом ненависти, а неопределившиеся избиратели считали его сомнительным провокатором. Хуже того — после того как чехи признали фейковой историю об агентах российской разведки, якобы прибывших, для того чтобы по приказу разозлившихся Путина и Шойгу отравить борца с советским наследием Коларжа, сам районный глава (которого полиция взяла под охрану и прятала по конспиративным квартирам) стал постепенно превращаться из героя в посмешище. А значит, даже для части недовольных Россией (то есть не напрочь отмороженных русофобов, мыслящих категориями игр с нулевой суммой) Коларж уже не защитник, а простой клоун — благо в Чехии достаточно антироссийских политиков и местные борцы с кремлёвским влиянием могут выбрать более достойного фаворита.
Поэтому прав сенатор Алексей Пушков, назвавший оправдания Коларжа «верхом лицемерия и цинизма», а также призвавший оппонентов «самим нести на себе свой грех». И речь тут идёт как о самом Коларже (которому придётся долго отмываться от столь яркого и плохо пахнущего пятна в своей биографии), так и о чешских властях. Позволивших авантюристу-русофобу или, проще говоря, дурачку районного масштаба опозорить страну и поставить под удар её отношения с Россией.
Доцент Финансового Университета Геворг Мирзаян, RT